На улице Образцова вместо переехавшего «Гаража» открылся новый музей. Туда надо сходить, чтобы понять, как делают музеи XXI века на Западе. 

 

Этот Еврейский музей и Центр толерантности делали американцы: вышло так интерактивно, что, остолбенев от технологий, забываешь о трагичности темы. Сначала ты оказываешься в кинозале: абсолютно круглое пространство, все стены – экран, кресла вертятся во все стороны. Разумеется, динамики расставлены так, что звук чувствуешь всем телом, но добавлены и ощущения, которые в мультиплексах не встретишь. Например, запахи, или, когда на экране пролетает муха, мимо твоего лица выстреливает тонкий поток воздуха, и тебе кажется, что она действительно пролетела рядом. А когда идет дождь, воздух становится влажным. Фильм показывают только один, минут на десять. Зато в него вместили очень многое — весь Ветхий Завет, плюс еще кусок древней истории. От сотворения мира до разрушения иерусалимского Храма — его разрушил будущий римский император Тит в 70 году до нашей эры.

 

 

Небольшой круглый кинопавильон располагается сразу при входе в музей, после касс, а поскольку потолки в Бахметьевском гараже высокие, осталось много свободного пространства. По отдельной лестнице можно подняться на крышу кинозала, где заманчиво разложены пуфики и под ключены информационные экраны. Это не просто зона отдыха, но и пространство, посвященное про шлому здания и всей славной архитектуре эпохи конструктивизма в целом (автобусное депо 1927 года построили великий архитектор Мельников и великий инженер Шухов).

 

Экспозицию делала американская компания Ralph Appelbaum Associates, которая, собственно, и изобрела, что музеи можно делать без экспонатов. Вот огромный стол-экран в виде пятиконечной звезды, на котором кружатся маленькие портреты большевицких комиссаров-евреев. Поймаешь одного подушечкой пальца, щелкнешь по носу – и карточка разворачивается в большую фотографию с подробным жизнеописанием. Большинство этих революционеров, конечно, сгинули в 1937-м.
 

 

Или вот кафе с изящными стульями. Присядешь отдохнуть, попробуешь взять меню со стола, а оно начинает с тобой разговаривать и фильмы показывать. Заглянешь в гигантское зеркало, а оно твое лицо быстро сфотографировало и обрядило тебя в национальный еврейский костюм.

 

Огромное пространство бывшего автобусного гаража поделено на 14 тематических павильонов — в каждом своя атмосфера. Где-то звучат советские военные песни авторов-евреев («Катюша», Блантера и Исаковского, «Давай закурим» Табачникова и Френкеля). Где-то из темноты всплывают имена жертв холокоста. А где-то стоит огромная бочка с огурцами, потрешь ладонью – и вместо огурцов появляется фото белорусского «местечка» перед Первой мировой. В общем, за один час все это не обойдешь. Но обойти стоит.