В ММСИ на Петровке открылись две выставки: одна вспоминает о русском авангарде, а вторая — его развенчивает.
Николай Наседкин. «Пашня». 2011
ММСИ на Петровке прервал сложившуюся за несколько последних лет традицию погружать посетителей в один сюжет, раскрытый разными средствами и жанрами современного искусства. Открытая в 2009-м «От штудии к арт-объекту» рассказывала об этюде как начале работы (дизайн выставки делал Борис Бернаскони). Экспозиция «День открытых дверей», сделанная в 2009-2010 годах, когда музей отмечал десятилетие, стала взглядом на отечественное современное искусство минувших 20 лет под углом исторической ценности здания музея, которое было и особняком, и гимназией, и клиникой. Две следующие экспозиции: «Если б я только знал!» и «ИСКУССТВОестьИСКУССТВОестьИСКУССТВОесть», носили во многом образовательный характер и были максимально интерактивными. После нескольких больших экспозиций, отданных искусству последних десятилетий, музей обратился к классике, искусству ХХ века — «по многочисленным просьбам посетителей», как сообщает пресс-релиз.
Казимир Малевич. «Жатва». 1912—1913
Новая экспозиция названа без изысков: «Избранное из собрания Московского музея современного искусства». Получилась она вполне соответствующей своему названию. Малевич и Пепперштейн, Пиросмани и Беляев-Гинтовт, Краснопевцев и Ларионов — второй этаж музея занял русский авангард, нонконформисты и работы актуальных художников. После предыдущих экспозиций ММСИ нынешняя выглядит строгой и выдержанной, порой до аскетизма.
Борис Григорьев. «Женщина». Из серии «Intimite». 1916—1917
Выставка «Black» Николая Наседкина на этом фоне смотрится тем эффектнее. Она открыта на третьем этаже ММСИ. Первой же работой, «Баня по-черному», Наседкин, как положено экспрессионисту, от души дает чувств и эмоций. В черной комнате черная баня с предбанником, входить в нее надо на ощупь, согнувшись; клубится пар, свистят и хлещут веники, и пахнет вроде даже деревом и баней: художник изгоняет «дух авангарда, витающий над современным русским искусством и затмевающий его собой». Весьма символично — с учетом расположения над экспозицией второго этажа.
Николай Наседкин. «Черный куб». 2005
Дальше — монументальные «пейзажи», написанные нефтью, огромная же «Ширма подсознания», оклеенная кусками рекламных газет. В «Мастерскую» с полом, посыпанным опилками, можно заглянуть, пройдя сквозь огромную, до потолка, закрученную в спираль инсталляцию из набросков и портретов «Друзьям. До востребования». А на мусор из настоящей мастерской художника — посмотреть в соседнем зале. Из кусков ватмана и фанеры, старых каталогов, книг, обрывков бумаги и всего чего угодно Наседкин выстроил увитый колючей проволокой «Курган».
В зале напротив — «сумасшедшие» работы Наседкина. В середине 70-х, только приехав в Ленинград поступать в Академию художеств, молодой художник устроился работать в психиатрическую клинику санитаром. После этого появились наброски с портретами пациентов больницы, живописные работы с искаженными как будто в крике лицами, трехметровые кубы — как холст художник использовал их внутренние стенки, снаружи оставив монохромными. На видео сам художник рассказывает о работе в «психушке». Говорит спокойно, будто вовсе без эмоций. Провожает посетителя «Лес после пожара»: черные балки, будто обгоревшие стволы деревьев, перекрещиваются с люминесцентными лампами, как будто сквозь лес деревьев пробивается солнечный свет.