Ретро времен СССР снова в моде. Вспомните ЦПКиО с киосками в стиле пионерлагерей и Парк имени Баумана, где реставрируют эстраду-ракушку из «Покровских ворот». Но это парки, а сейчас хочется в тепло. «ВД» рекомендует московские музеи и выставочные залы, где невозможно не испытать ностальгии по советскому.

МВЦ «Рабочий и колхозница»

На верхнем этаже музея под «Рабочим и колхозницей» — экспозиция, посвященная создателям павильона и скульптуры, Борису Иофану и Вере Мухиной

В выставочном зале под «Рабочим и колхозницей» — а это четыре этажа в гигантском цоколе статуи на ВДНХ — недавно открылась экспозиция. Тоже в своем роде достижений коммунистического искусства. Проект «Венера Советская» (до 3 февраля), приехавший из Русского музея, посвящен воспеванию женской красоты... средствами социалистического реализма. Обнаженной натуры много. Но это не избалованные красотки «старого искусства», которые нежатся на шелковых простынях, а спортсменки, комсомолки, монтажницы. Художники отличные: Малевич, Кустодиев, Кончаловский, Осьмеркин, Дейнека, Лебедев, Герасимов, Самохвалов (его легендарную акварельную серию «Метростроевки» привезли из Питера целиком). Сам павильон, в котором проходит выставка, — реконструкция здания, построенного в 1937 году в Париже для Всемирной выставки. Побродить по нему — значит тоже приобщиться к великому советскому искусству. Его создателям, архитектору Борису Иофану и скульптору Вере Мухиной, на верхнем этаже посвящена постоянная экспозиция.

Институт русского реалистического искусства

Александр Дейнека. «Девушка, завязывающая ленту на голове». 1951

Основатель этого музея, банкир Алексей Ананьев, лет десять собирал советских классиков живописи. Когда-то они были знамениты, за их работы дрались Третьяковка и Русский музей. Но в новой России эти «старики» оказались позабыты и неактуальны. Будущий основатель ИРРИ покупал полотна прямо из пыльных мастерских или у наследников. И вдруг оказалось, что у него уже шесть тысяч картин, и хранить их негде. А тут и мода на советскую классику вернулась. Так коллекционер открыл собственный музей. Три этажа кирпичного корпуса бывшей ткацкой фабрики XIX века безупречно отреставрированы и битком набиты произведениями мэтров. Братья Ткачевы, Сергей Герасимов, Жилинский, Виктор Попков представлены здесь не хрестоматийными «коммунистическими» картинами, а лиричными вещами, написанными «для себя». Есть и любопытные находки. Помните «Фашист пролетел» Пластова? Здесь есть первоначальный вариант картины, и пастушок на ней еще живой. Недавно в музее открылась выставка «Библия глазами соцреалиста» — с работами Гелия Коржева, умершего этим летом. Один из хрестоматийных советских авторов, создатель серии «Опаленные войной» и триптиха «Коммунисты» под конец жизни обратился к иным сюжетам. Но и Адама и Еву, и Богоматерь с Христом он писал все в той же суровой советской стилистике. Эффект очень неожиданный и сильный. До 26 мая.

Музей 60-х

Музей 60-х пока работает в тестовом режиме, следите за сайтом 60e.ru

Совершенно новый музей, который открылся в начале декабря в трех комнатах квартиры на«Профсоюзной». Его создатели Евгений и Елена Захаренко, обожающие «свингующее десятилетие», начинали с интернет-сайта об этом периоде. Потом были встречи любителей эпохи в Лосиноостровском парке, открылся магазин винтажных вещей. Наконец Захаренко убедили управу предоставить им помещение, где и открыли эту ретроэкспозицию. Экспонаты — из собственной коллекции, с блошиных рынков, а также пожертвования добровольцев. Стены изрисованы яркими красками, напоминая посетителям что это было время Энди Уорхола и Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Пока музей работает в тестовом режиме (посещения — по договоренности), причем и в качестве клуба: проходят лекции, концерты. Дополнительный бонус — экспонаты можно трогать руками, а если речь идет о мебели, то и использовать по прямому назначению.

ЦВЗ «Манеж»

Сейчас в «Манеже» идет выставка «Советский дизайн 1950–1980-х годов»

При Лужкове Манеж бы занят то ярмарками меда, то выставками акварелей Сергея Андрияки. С недавних пор все изменилось: пост арт-директора заняла Марина Лошак, куратор, питающий особую любовь к советскому искусству. Первым проектом Лошак на новом месте стала выставка «Советский дизайн 1950–1980-х», призванная доказать, что после смерти Род чен ко, Лисицкого, Татлина и прочих мэтров конструктивизма промышленный дизайн в СССР вполне успешно продолжил развиваться. В витринах — неваляшка, стеклянные бутылки из-под кефира, треугольный пакет молока, часы «Ракета», фотоаппарат «Зенит»... Оказывается, это предметы идеальной формы! До 20 января.