В Мультимедиа Арт Музее открываются сразу две выставки, посвященные женщинам, которые оставили неизгладимый след в визуальной культуре XX века: Лиле Брик и Верушке фон Ленсдорф.
С одной стороны, двух этих женщин ничто не объединяет. Их пиковую популярность разделяют 30, а то и 40 лет и железный занавес. Брик добивалась желаемого за счет мужчин, а Верушка — вопреки. В беседах Лиля отрицала тягу к вещному миру, однако на практике оказывалось иначе. А вот аристократка фон Ленсдорф никогда не выказывала презрения к буржуазным ценностям, но всю жизнь стремилась к свободе от вещей, семейных уз, денег. И тем не менее обе женщины создали мощные визуальные образы, используя собственное тело как язык.
Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929
Выставка, посвященная Лиле Брик, называется «Несостоявшееся путешествие». Сюжет фотосъемки, которую предложил Лиле Александр Родченко, незатейлив: Брик за рулем собственного авто отправляется в путь по сакральному для русского человека маршруту, проложенному еще Радищевым, — из Москвы в Ленинград. Однако что-то в пути не заладилось: то ли «реношка» (как ласково называла автомобиль Лиля) сломалась, то ли сил не хватило. В общем, отъехали километров 20 от Москвы, пофотографировались на заправке, на подножке серо-черной машины, сделали привал, покурили, накачали шины да и вернулись восвояси. Этот незавершенный проект так и хранился в семейном архиве под кодовым названием «Несостоявшееся путешествие». Эффект, который вызывали эти простенькие сюжеты у тогдашнего зрителя, можно сравнить с тем, что испытывает житель глухой костромской деревни, разглядывая фотографии Леди Гаги в японском Vogue. 80 с лишним лет назад фантастическим казался сам по себе вид автомобиля, а женщина за рулем авто — это было вообще невообразимо.
Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929
По большому счету, главным героем этой фотосессии должен был стать механизм — чем еще мог вдохновляться футурист Родченко? Однако Брик концентрирует внимание на себе и обращается с «Рено» непринужденно, как с дорогим аксессуаром. Потом эту родченковскую идею — поместить в кадре красивую женщину и автомобиль — растиражируют рекламщики, и мы увидим красоток на страницах журналов для взрослых и вкладышах жвачек Turbo. Так что, может, не зря Лиля выцыганила у Маяковского этот роскошный подарок: «Щеник! У-уу-ууу-уууу!.. Волосит! Уууууууу-у-у!!! Неужели не будет автомобильчика? А я так замечательно научилась ездить! Пожалуйста, привези автомобильчик!» Маяковский понимал, что будут сплетни, будет стыдно, но не мог отказать.
Несмотря на то что превыше всего Лиля ценила подарки, которые можно продемонстрировать на публике, ум и интеллектуальную беседу она тоже ставила высоко. Ив Сен-Лоран — близкий друг Лили, который был младше нее почти на полвека, вспоминал: «С Лилей Брик я мог откровенно разговаривать абсолютно обо всем — о любовных делах, о порядочности, о живописи, даже о политике... О моде, конечно, тоже». Лоран считал ее настоящей иконой моды, так что выставка об этой противоречивой женщине, запечатленной в зените своей красоты, не случайно оказалась на биеннале «Мода и стиль в фотографии».
Из проекта «Автопортреты». «Городской паук» (Wall Street Spider). 1994–1998
Героиня другого проекта МАММ — Верушка фон Ленсдорф, культовый персонаж в моде XX века. Возможно, ее лицо не столь узнаваемо, как, скажем, лицо Твигги, но это оттого, что Верушка всегда старалась продемонстрировать не себя, а тот образ, который она задумала. Апофеозом этой изменчивости, которая в определенной точке превращается в мимикрию, стала серия автопортретов Верушки, сделанная с 1994 по 1998 годы. В свои 55–59 лет она разрушила стереотип о том, что модная картинка — это территория молодости. Однако Верушке к этому моменту было уже привычно разрывать шаблоны.
В фильме Микеланджело Антониони «Фото-увеличение» (1966) Верушка сыграла саму себя — фотомодель Верушку
Вера фон Ленсдорф происходит из аристократической немецкой семьи, однако всю свою жизнь она стремилась скрыть происхождение. Причины банальны — ее родители были осуждены за пособничество нацистам, а это такой эпизод, который не помог бы построить карьеру в послевоенном мире. В начале 60-х достоинства Верушки боссам глянца казались весьма сомнительными: рост 190 см, ужасная худоба — такой тип красоты станет востребованным только после того, как она сама окажется на обложке главного журнала в мире моды. Ее рекорд — 11 обложек Vogue — до сих пор остается непревзойденным. Ее снимали Сальвадор Дали, Хельмут Ньютон, Барри Латеган. Микеланджело Антониони сделал ее одной из основных героинь культового «Фотоувеличения». В конце 60-х она стала поп-иконой с уклоном в интеллектуальное искусство. Но позже, когда на пост главного редактора Vogue пришла Грейс Мирабелла, отношения с которой не заладились, уделом Веры остался чистый арт.
Кадр из фильма «Стоп, Верушка». «У меня был специальный резиновый скальп, и вокруг были камни, и я лежала на камнях. Камера показывала камни, камни, камни — а потом один из камней открывал глаза и смотрел на вас»
Трэш-кутюр — так сама Верушка обозначает то направление в фотоискусстве, которое она разрабатывает с середины 70-х. Именно в эти годы у нее начинается новая жизнь. Из среды гламурной она перемещает себя в маргинальную прослойку. С одной стороны, это стало ее благословением, но с другой... Куда-то сразу подевались голливудские любовники вроде Питера Фонды, Уоррена Битти, Дастина Хоффмана и Джека Николсона, с которыми она крутила романы. Сейчас Верушке 74, она живет в Нью-Йорке, одевается, как битник, и до сих пор делает фотопроекты. В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» будут показаны автопортреты 90-х: Верушка в образе человека-паука, Греты Гарбо, уличного мима, политика-афроамериканца... На выставке можно будет увидеть десятки перевоплощений, но удастся ли за всем этим разглядеть настоящую Веру фон Ленсдорф — вот в чем вопрос (и вот в чем состоит ее настоящий дар).
В каком-то смысле ММАМ предоставляет нам возможность совершить путешествие в глубины женской природы. На разных этажах расположены проекты, которые исследуют два противоположных женских типа: material girl Лилю Брик и добровольную изгнанницу из мира гламура Верушку.