Первая за почти десять лет выставка Олега Кулика открылась на Винзаводе в галерее «Риджина». Художник размышляет о границах и рамах, вспоминая активизм, «Черный квадрат» и древние храмы.
В понедельник, 8 апреля, в галерее «Риджина» на Винзаводе было не протолкнуться. Свою выставку открывал Олег Кулик. В последние годы один из самых известных московских художников занимался кураторскими проектами, делал «пространственные литургии» («медитации на сакральные темы» искусства), показывал видео, фотографии из путешествий (кстати, его снимки из Тибета вместе с фотографиями Кирилла Серебренникова можно посмотреть на открытой сейчас в арт-центре «Ветошный» выставке буддийского искусства «Сокровища Гималаев»), а больших проектов не было с 2004-го. Новый проект, который до 16 июня 2013 года будет показывать «Риджина», называется «Рамы». В нем пять работ.
Первая из них — две большие деревянные рамы вдоль стен на входе в зал — образуют зеркальную комнату: проходя между ними, оказываешься между двух бесконечных коридоров отражений, снаружи же вставленные в рамы стекла прозрачны, и «портретом» становится тот, кто рассматривает коридор изнутри. По словам художника, эти рамы для него вырезал из дерева мастер в буддийском монастыре недалеко от Лхасы. Рамы, резьба на которых изображает огонь, призваны очищать пространство внутри себя, но сам Кулик признается, что чувствует себя между этих двух «огней» неуютно.
В зале галереи — уже настоящий огонь. Десятки лампадок из разноцветного стекла со свечами внутри образуют раму для темного силуэта, в котором узнается замахнувшийся с поднятой рукой, как для броска, активист. Напротив — еще один объект, «нарисованный» рамой. Деревянные фигурки кукол — разноцветные платья и «головы», да, это отсыл к Pussy Riot, подтверждает Кулик — пестрая рама, пустота внутри — силуэт Богородицы с православных икон.
Между ними — будто бы «Черный квадрат» Малевича, в раме настолько яркой, что она кажется световой проекцией на стену полутемного зала галереи. Малевич, по словам Олега Кулика, пустоту квадрата подчеркнул яркостью белого обрамления.
Все вместе выходит будто крест, с еще одной работой сверху, на потолке. Выглядящая пространственной абстракцией композиция на самом деле, по словам автора — проекция купола подземной церкви Каппадокии. «Убрав» росписи купола, он оставил лишь их обрамление, рамы: сияющими окружностями стали ниши купола и нимбы святых.
Четыре стороны света: на севере — освещенный рамой квадрат Малевича, напротив, на юге — бесконечный коридор между тибетских рам, оказывающийся, стоит выйти из зеркальной комнаты, пустотой. Запад — Pussy Riot, восток — горящие лампады, «окружившие» активиста. Чтобы обратить на него внимание, момент нужно не только поймать, но и обрамить, и границы тут важны так же, как содержание.