Каждое третье воскресенье месяца больше полусотни столичных музеев и галерей бесплатно открывают двери для всех посетителей. Мы рассказываем о площадках из этого списка. В этот раз — о Музее Москвы.
Музей Москвы был создан еще в 1896 году по инициативе Городской Думы. Тогда он назывался Музеем Московского городского хозяйства. В основу музейного собрания легли материалы, представленные Московской городской Думой на Всероссийской Художественно-промышленной выставке 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде. После создания музей переименовывали несколько раз: он был и Музеем коммунального хозяйства, и Музеем истории и реконструкции Москвы, и просто Музеем истории Москвы.
Основное здание Музея с 1934 года находилось в церкви Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. В 2006 году Правительство Москвы передало Музею новое помещение — комплекс Провиантские магазины на Зубовском бульваре. Этой постройкой 1835 года восхищался архитектор Алексей Щусев: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной... Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, — одна из лучших в архитектуре Москвы».
Из храма музей съехал, в здании на Зубовском заработал в 2011-м, а до этого, в 2008-м, получил свое нынешнее имя — Музей Москвы, и статус музейного объединения. Сейчас в него входят Музей археологии Москвы, Музей «Английское подворье», Музей русской гармоники Мирека, Музей истории Лефортово и Музей русской усадебной культуры в бывшей усадьбе князей Голицыных Влахернское-Кузьминки. Но сегодня речь о том музее, что располагается в Провиантских магазинах. Кстати, называются они так, потому что изначально строились и использовались как хранилище продовольствия. В 30-е годы прошлого века тут устроили гараж Генштаба Красной армии, а к началу нашего века хозяином здания была 147-я автобаза грузовых и специальных автомобилей Генштаба (здание было в ведении Минобороны). К моменту передачи музею на здание претендовали, кроме Музея москвы, Российская академия художеств, Московский дом фотографии, Государственный центр современного искусства и Музей кино. Когда площадка таки досталась Музею Москвы, высказывались мнения, что выбор сделан не лучший: де, несоразмерно использовать такое грандиозное сооружение под «краеведческий музей».
Некоторое время музей, действительно, о себе особенно не заявлял и вала посетителей тут не наблюдалось. В экспозиции можно было посмотреть на старинные карты, одежду и автомобили, открытки, иконы и богослужебные книги, картины с видами Москвы (всего в фондах музея — больше миллиона экспонатов). Минувшей весной в музее начались перемены, позволяющие предположить, что летом он может стать площадкой вроде ДК ЗИЛ, расширив и формат, и аудиторию.
В мае 2013 года директором музейного объединения стала Алина Сапрыкина — одна из основательниц Центра дизайна Artplay, работавшая там арт-директором. Новый директор говорит, что кардинальных перемен не будет, но, судя по планам музея, о которых в связи сназначением активно писала пресса, обновлений все же будет достаточно, чтобы заставить людей и вспомнить о музее, и посмотреть на него по-новому.
В музее уже заработал Центр документального кино. Подобной площадки в нашей стране пока не было. Он открылся 6 июня фестивалем нового документального кино о музыке Beat Film Festival. Центр должен будет стать площадкой для кинопоказов, тематических лекций, мастер-классов, конференций и кинофестивалей. При центре собираются создать медиатеку по примеру фондов при крупных европейских киноинститутах. В основе коллекции: советское, российское и зарубежное неигровое кино 1920-1980-х годов, лучшие работы российских и зарубежных документалистов за последние двадцать лет, а также уникальные архивные материалы, в том числе о Москве.
Сейчас в музее можно посмотреть выставку «Мода в зеркале истории. XIX-XX века»: 300 костюмов и 500 аксессуаров, мебель, предметы интерьера, ретроавтомобили, детские коляски, велосипеды, кассовые аппараты, швейные машинки и так далее
Сейчас в музее работают несколько выставок. Большая экспозиция «Мода в зеркале истории. XIX-XX века» показывает экспонаты музея и предметы из коллекции историка моды Александра Васильева. На выставке «Московский тучерез», открытой к 100-летнему юбилею первого московского небоскреба, дома Нирзнее в Большом Гнездниковском переулке, можно оценить виды с крыши дома (кстати, москвичи называли его не только «тучерезом», но и «крышей») или то, как он устроен внутри, а еще — разглядеть личные вещи его жителей, собранные из семейных архивов.
Еще одна выставка, открытая сейчас в музее, — «Московский тучерез», к столетию первого московского небоскреба, знаменитого Дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке
Главный повод в выходные 15-16 июня прийти в Музей Москвы — фестиваль «Счастливый тринадцатый». Он посвящен 1913 году и тому, что происходило в это время в Москве. На фестивале читают и слушают стихи, изданные в то время (в основном — Серебряный век), продают популярные тогда игрушки, например, трещотки или пищалки «уйди-уйди», наряжаются в корсеты и старинные костюмы (работает фотоателье, где в наряде можно сфотографироваться), катаются на трициклах, велосипедах с огромными колесами специально для дам, и других ретровелосипедах, а еще на деревянных роликах, сделанных по чертежам прошлого века — для роллеров работает специальный скетинг-ринк, так тогда называли площадку для катания. Суббота, 15 июня на фестивале будет днем спорта, а воскресенье, когда музей будет работать бесплатно, будет днем музыки и танцев. Вход на фестиваль и все представления бесплатные, он работает с 12 дня до 12 ночи, музыкальные концерты проходят с 19 до 22 часов.