Выставка «Натюрморт — современная голландская фотография» в Мультимедиа арт музее отсылает к первым натюрмортам, когда-то созданным нидерландскими художниками, и заставляет посмотреть по-новому на привычные вещи.
А, 2009. Ута Эйсенрейх
Нидерландские художники начали изображать натюрморты еще тогда, когда этого слова как обозначения жанра не существовало. Термин «натюрморт» — «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte) — возник во Франции в XVIII веке. То, что можно считать «зачатками» натюрморта как жанра, можно видеть на полотнах нидерландских художников уже в XVI веке: накрытые столы или букеты цветов, прописанные с неменьшим вниманием и детальностью, чем портреты людей на этих же картинах. Временем рождения жанра считается начало XVII века: тогда, около 1600 года, Ян Брейгель Старший написал первые самостоятельные цветочные натюрморты. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь». В то время как коллеги во Франции и Испании расписывали стены и потолки церквей и дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины, заставляя людей обратить внимание на то, как прекрасны яблоки и виноград, хлеб или курительная трубка. Можно сказать, это было революцией.
Букет V, 2005. Морис Шельтенс и Лисбет Аббенс
В фотографии сегодня самым известным ежегодным «смотром» считается World Press Photo. Из года в год первые места на этом конкурсе занимают снимки из горячих точек и мест катастроф, рассказывающие миру о страданиях и переживаниях людей, оказавшихся в сложных условиях. Самыми знаменитыми фотографиями последних десятилетий, стоит посмотреть, окажутся снимки, на которых запечатлены люди — селебрити или нет, но вряд ли это будут фотографии, воспевающие красоту картофельного клубня или чемодана.
Голландские фотографы, выставку которых показывает сейчас Мультимедиа арт музей, занимаются как раз этим. Подобно своим предшественникам, вместо сюжетов античной мифологии взявшихся писать столы с фруктами и вазы с цветами, они подробно разглядывают окружающий предметный мир и его частности. Давно ли вы видели тот же картофель или яблоко? А давно ли вы их внимательно рассматривали? Посмотрите на работы голландцев — и, может быть, в следующий раз вам захочется полюбоваться каким-нибудь помидором, прежде чем превратить его в салат и съесть.
Фрукты, 2008. Криста ван дер Нит
Что будет, если арбуз засунуть в чулок? Похож ли пластиковые стакан с карандашами на вазу с искусно составленной флористом цветочной композицией? Может ли тлеющая сигарета на краю бокала с вином стать аналогом песочных часов, отсчитывающих время, в конце концов лишив человека, углубившегося в раздумья «ни о чем», и сигареты, и вина? Что понравится вам больше: рассматривать снимки с натюрмортами, подвешенные на нитях к потолку в центре зала, или, обойдя их с другой стороны, обнаружить, что их однотонная «изнанка» составляет инсталляцию, превращая в «картину» сам зал, а стены и потолок — в раму?
Картофель, 2003. Анушка Бломмерс и Нильс Шумм
Фотомузей Амстердама, собравший для выставки фотографии, инсталляции и видео, внимательно следил за развитием голландской фотографии на протяжении 10 лет, и сделал интересный вывод. Вот как пишет о нем Мультимедиа арт музей в аннотации к выставке: «Наиболее поразительные и новаторские достижения в данном виде искусства встречаются в основном в мире независимой фотографии. (...) Характерной особенностью творчества этих художников является то, что вместо снимков, представляющих натуральную реальность, они делают целиком постановочные фотографии».
Шаги, из серии «Электротехника», 2011. Лернерт и Зандер
Заняться рассматриванием яблока проще не когда оно лежит среди многих в вазе на столе, а когда видишь его на снимке, на пустом синем фоне, висящем на нити. Пока сверлишь дыру в стене, некогда задуматься, на что еще способна дрель (на выставке есть видео, показывающее, например, как она заставляет туфли «бежать», спотыкаясь, по матрасу, как по беговой дорожке). Увидеть новое в привычном, может быть, интереснее даже, чем открыть что-то раньше невиданное. Впрочем, есть ли между этим разница, тоже вопрос, которым и предлагает задаться выставка «Натюрморт».
peuk&wijn, из серии «Формалисты», 2011. Лернерт и Зандер