Ранняя графика нонконформиста Оскара Рабина и редкие снимки советского фотографа-экспериментатора Елеазара Лангмана в Мультимедиа Арт музее, крупнейший ежегодный московский смотр анимации со всего света Linoleum в Галерее на Солянке, смешение науки и искусства на Lexus Hibryd Art: вашему вниманию — самые интересные выставки августа.
Концентрация кадра или известный и неизвестный Лангман
Мультимедиа Арт музей, до 8 сентября
Проживший недолгую, но яркую жизнь, Лангман, признанный сегодня одним из классиков советской фотографии, нашел свое призвание не сразу. Он учился в художественном училище, в политехническом институте, в консерватории — по классу скрипки, занимался рисованием, играл в оркестре. И когда обратился к фотографии, к процессу съемки старался подходить, избегая штампов, постоянно находясь в поиске новых решений, приемов. Это дало ему, с одной стороны, славу фотографа-новатора, но с другой — обвинения в излишней «левизне». Впоследствии фотогруппа «Октябрь», ядро которой вместе с Родченко и Игнатовичем составлял Лангман, была раскритикована и распалась. Но Лангман, несмотря на критику, продолжал двигаться в избранном направлении.
«Для того чтобы добиться настоящей художественной выразительности, следует всячески разнообразить приемы съемки и позитивной печати, сообразуясь с сюжетом и творческими замыслами автора. (...) Следует ли фотоочерк ограничивать количеством снимков? Это зависит от темы и ее развития. Помимо короткого фотоочерка, фотоновеллы, фельетона нужна и фотоповесть. Опыт показал, что 120 снимков, составивших мою повесть о делах и людях Донбасса, воспринимались зрителем с неослабевающим вниманием», — писал Лангман в своей автобиографической книге «Записки фоторепортеров», изданной через год после его путешествия по Донбассу. Выдержки из этой «фотоповести», названной «Донбасс — родина стахановского движения», снабженные комментариями и заметками самого автора, можно увидеть на выставке.
Оскар Рабин. Графика
Мультимедиа Арт музей, до 8 сентября
В книге «Три жизни» Оскар Рабин описывает разбор его «персонального дела»: «Вопросы летели ко мне как теннисные мячи. Итак, почему я рисую бараки и унылые блочные дома? Почему наша советская действительность представляется мне в таком мрачном свете? ... «Смысл вопросов от меня как-то ускользает, — сказал я. — У нас, если я не ошибаюсь, всячески превозносится и поощряется реализм. А ведь моя живопись как раз реалистична. Я рисую то, что вижу. Я жил в бараке, многие советские граждане жили в бараке, да и теперь живут. И я рисую бараки. Почему это плохо? ...Меня упрекают за натюрморты, за водочные бутылки, за лежащую на газетах селедку. Но разве вы никогда не пили водку и не закусывали селёдкой? ...Да и вообще у нас пьют много. Хорошо это или плохо, другой вопрос. Это сама жизнь. Надо ли бояться жизни?». В этом монологе художника — «краткое содержание» того, что показывает выставка в МАММ. В экспозиции собраны работы 1954-1966 годов, когда нонконформист, участник «Лианозовской группы», один из вдохновителей подвергшейся не идеологическому, а физическому разгрому «Бульдозерной выставки» занимался поисками своего стиля. Коты, бараки, селедка, автопортреты, пейзажи — и комментарии художника, превращающие посещение выставки почти в его вечер воспоминаний, что к 85-летию Рабина вполне уместно.
Linoleum 2013. Лучшая актуальная анимация со всего света
Государственная галерея на Солянке, до 8 сентября
Ежегодный смотр актуальной анимации Linoleum открылся в Галерее на Солянке. Анимации отданы все залы музея. Экспозицию можно осматривать самостоятельно, а можно попросить сотрудников музея провести экскурсию — вкратце вам расскажут, что за видео представлено на том или ином экране. Всего работ на выставке — больше 80, и провести тут можно не один час. Тут есть музыкальные фильмы, юмористические (раздел Fun), есть — короткометражки Romantic и Drama. Есть анимация, стоящая на стыке видеоарта, переосмысливающая современное и классическое искусство, есть ролики на социальные темы. Отдельный раздел с фильмами эротической тематики доступен лишь для тех, кто достиг 18 лет. Большинство лент в России еще не показывались. Пока жюри определяется, кто станет лучшим в этом году — победителей назовут 5 сентября, а выставка будет идти до 8 сентября.
Lexus Hybrid Art 2013
Манеж, 6—22 августа
«Моя сверхзадача состоит в том, чтобы найти равновесие между красотой и смыслом», — говорит Марчелло Пизу, куратор фестиваля гибридного искусства. В этот раз на выставке, каждый год летом показывающей лучшие объекты, сочетающие в себе последние достижения науки и художественный посыл, — девять работ. Большинство из них — интерактивные, позволяющие зрителю включаться в процесс их «жизни» и становиться соавтором инсталляции. Например, гигантские цветы-роботы Давида Летелье, расположенные друг против друга, способны записывать, воспроизводить и распознавать звуки и «подслушивать» разговоры окружающих. «Монстротени» Филиппа Уортингтона «отращивают» острые зубы и когти зверушкам, сложенным из пальцев, как в театре теней. В системе зеркал, созданной Юлиусом фон Бисмарком, нельзя увидеть собственное отражение — оно путешествует по кругу, а вы видите чужое. «Технологии делают явным тот факт, что мы так связаны с друг другом, что наши отличия друг от друга делают наше существование рядом друг с другом более интересным», — говорит Марчелло Пизу.