Сегодня ни одна серьезная выставка не обходится без альбома или каталога. Представляем пятерку лучших альбомов из разных музеев Москвы, которые сильно расширят ваши художественные горизонты.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Тициан». Издательство Studio Polpo
Выставка «Шедевры Тициана из музеев Италии»: до 29 сентября
Форма: Этот альбом лишь притворяется каталогом к выставке. На самом деле в Москву привезли только 11 картин, а книга посвящена всему творчеству знаменитого художника Ренессанса. Было бы полезно прочитать альбом перед походом на выставку — тогда каждая картина Тициана буквально засияет новыми смыслами.
Содержание: Здесь две солидные статьи итальянских искусствоведов. Одна про жизнь Тициана, другая, «Преданность Живописи» (именно так, с большой буквы) — про предшественников и последователей художника, про его колорит и место в венецианском пантеоне. Скажем откровенно — по-итальянски многословно. Хотя интересных мыслей и наблюдений насчет венецианской культуры хоть отбавляй.
Новизна: Редко у нас появляются серьезные издания про художников первого плана. Вместо дешевых компиляций здесь — оригинальное исследование. Тициан оказывается центральной фигурой во всей европейской живописи. Еще немаловажный факт: это последняя выставка, благословленная легендарной Ириной Антоновой, недавно оставившей пост директора ГМИИ.
Где купить: В магазинах Пушкинского музея. Цена 1000 р.
Цитата: «Тициан в большей степени, чем Рафаэль, является истинным создателем итальянского, а позднее и европейского канона женственности».
Галерея «Наши художники»
«100 работ Александра Бенуа». Издательство Petronius.
Одноименная выставка завершилась 23 июля
Форма: Тот самый случай, когда после альбома складывается ощущение, будто побывал на выставке. Способ подачи материала типично вернисажный: картинка и к ней развернутая подпись (либоиз научного труда, либо из воспоминаний самого художника). Все работы взяты из частных собраний, хрестоматийных вещей не попадается. Впрочем, галерея в отличие от музея совершенно свободна в выборе.
Содержание: Все жанры, в которых работал Бенуа-график, налицо: версальский цикл (художник был очарован XVIII веком и Людовиком XV), сюжеты из русской истории, пейзажи Франции и Италии. В качестве бонуса — статья американского светила Джона Боулта, в которой он остроумно сравнивает Бенуа с Бакстом, полагая, что лучшее из созданного Бенуа — иллюстрации к «Азбуке».
Новизна: Так как все произведения из частных собраний, здесь все в новинку, и все — открытие. Например, эскиз декорации к опере «Соловей»,
который считался навеки утерянным. Но и помимо находок это неисчерпаемый источник вдохновения для всех, кто пытается держать акварельную кисть.
Где купить: В галерее «Наши художники». Цена: 2000 р.
Цитата: «Я пассеист... Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее» (из «Воспоминаний» Бенуа).
Государственная Третьяковская галерея
Михаил Нестеров. «В поисках своей России»
Выставка «Михаил Нестеров. В поисках своей России»: до 18 августа. Третьяковская г алерея на Крымском Валу
Форма: Альбом полностью соответствует масштабу выставки к 150-летию одного из главных художников русского модерна. Работы Нестерова собирали почти из трех десятков музеев. Репродукции достойного качества, но, увы, они не всегда передают масштаб вещей, особенно церковных росписей. В любом случае, фолиант на века. Для людей, интересующихся культурой начала ХХ века, — обязательное приобретение.
Содержание: Не стоит ждать каких-то откровений. Но веяния XXI века и здесь налицо: в описании религиозности Нестерова явную симпатию вызывает ее интеллигентский, светский характер. На обложку помещено «Видение отроку Варфоломею» 1890 года — первая картина из знаменитого нестеровского цикла о Сергии Радонежском. Особенно подчеркивается тот факт, что это произведение написано после итальянской поездки. Много говорится о поэтичности и пейзажности нестеровских образов.
Новизна: Две самые интересные, на наш взгляд, статьи находятся ближе к концу книги — о храмовых росписях Нестерова (от Владимирского собора в Киеве до храма Святого Ипатия в Гаграх) и о работе с Щусевым (будущим архитектором Мавзолея) в Марфо-Мариинской обители.
Где купить: В магазинах Третьяковки. Цена: 1000 р.
Цитата: «Для Нестерова святость определялась в поступках милосердия и готовности жертвовать собой ради ближнего. Образ такой святости живописец видел в простых людях, чаще в женщинах…».
Павильон «Россия» в Венеции
«Русские художники на Венецианской биеннале». Stella Art Foundation
Биеннале продолжится до 24 ноября
Форма: Стильный и авангардный альбом, формой напоминающий строительный брикет. Как известно, Венецианская биеннале — крупнейший мировой смотр актуального искусства, который проходит с 1895 года. Россия выстроила свой павильон (архитектор — Щусев) в 1914-м. Через горнило биеннале прошло немало русских и советских мастеров: так, «Большую золотую медаль» в 1907 году получил Борис Кустодиев, а в 1990-м наша экспозиция, сделанная Айдан Салаховой, удостоилась почетного упоминания. Альбом и посвящен участию русских художников в арт-карнавале.
Содержание: Самый интересный раздел — перечисление российских художников и их картин по годам работы биеннале. Любопытно увидеть, какое искусство отправляло за рубеж наше государство. Впрочем, СССР 19 раз игнорировал фестиваль, и наш павильон пустовал. Бурная жизнь у площадки началась с 1990-х. Сейчас в Венеции Россию представляет Вадим Захаров и его инсталляция «Даная».
Новизна: Лучший рассказ о том, как наше искусство выглядело и выглядит на мировом фоне. В то время, как Франция выставляла Шагала, в СССР цвел кондовый соцреализм.
Где купить: В магазинах города, в фонде Stella Art. Цена: 2000 р.
Цитата: «В 1920-е и 1930-е годы выставки в Павильоне СССР итальянская пресса называла «русским салатом» — участников и работ было так много, и все было так перемешано, что рябило в глазах».
«Византийские древности». «Пинакотека»
Одноименная выставка завершилась 25 июля
Форма: Почти неподъемный фолиант, описывающий всю коллекцию византийского искусства в Кремле: от драгоценных украшений и икон до монет и осколков посуды, найденных в результате кремлевских раскопок. Монументальные статьи всех главных исследователей средневекового искусства. Одному только шлему XIV века посвящен отдельный развернутый трактат страниц на 10, что уж говорить про иконостасы и архиерейские облачения саккосы.
Содержание: Каждому разделу — от «Художественного литья» до «Археологии» — предпослана научная статья, за которой следует подробное описание предметов. Где еще вы сможете узнать про византийские камеи или про тонкости церковного шитья?
Новизна: Лучший образец фундаментальной науки. Альбом выглядит посланником из другой эпохи — вряд ли кто-то сегодня прочтет его до конца.
Где купить: В магазинах Кремля. Цена: 2000 р.
Цитата: «Одна из легенд — «Шапка», якобы присланная на Русь византийским императором Константином Мономахом. Типология и золотой стиль «Шапки Мономаха» принципиально чужды искусству Византии».
Фото: Светлана Маликова