Выставка в Центральном «Манеже» показывает science art — жанр на стыке науки и искусства. «ВД» поговорил с куратором проекта Марчелло Пизу и его участниками.

Марчелло Пизу, куратор: «Моя задача — найти равновесие между красотой и смыслом»

Об экспозиции

Один мой коллега сказал, что искусству следует быть spectacular speculatio. Это неолатинское выражение, он сам его придумал. Оно означает, что искусство должно захватывать красотой, визуальной силой, а кроме того — способностью увлечь во «внутреннее путешествие». Моя сверхзадача — найти равновесие между красотой и смыслом. Думаю, все работы преуспели и в том, и в другом.

О художниках и работах

«Материализация/Дематериализация» — работа моего любимого видеохудожника Марко Брамбиллы. Он пришел из большого кино, так что знает, как создавать вещи, которые найдут отклик у аудитории. Сейчас он занят тем, чтобы найти рычаги глубокого воздействия на сознание человека. В этой работе Марко размышляет на тему нашей мечты о телепортации. Смысл в том, что мы пытаемся избавиться от пространственных и временных ограничений и просто оказаться все вместе в одном энергетическом поле. Это загадочная мистическая инсталляция.

Другие работы — о взаимодействии эго и общества. В «Крис­талле» Дана Розегарде мы видим интерактивные камни — они становятся инсталляцией, когда появляется публика, и в ответ начинает пульсировать свет. Юлиус фон Бисмарк превращает объект нарциссизма (в работе используются зеркала. — Прим. «ВД») в инструмент социализации. SuperUber использует логику видеоигр, создавая световую скульптуру, которую можно изменять с помощью смартфонов. Хидеми Нишида и Теппей Косеки создают видеоинсталляцию, которая выворачивает наизнанку саму концепцию зрителя — аудитория и исполнитель меняются местами. Давид Летелье приглашает нас к разговору двух цветов-роботов — шум, который мы создаем, заставляет их двигаться. Pusenkoffs' и Филипп Уортингтон по-своему трактуют понятие трансформации. Наконец, Каду позволяет нам вспомнить детство, когда все мы любили движение и шум.

О том, что объединяет работы выставки

Благодаря технологиям становится очевидным один факт: мы настолько связаны друг с другом, что отличия делают наше сосуществование еще более интересным.

Работы и художники

Марко Брамбилла / Marco Brambilla
Материализация/Дематериализация / Materialization/De-Materialization / 2013

Используя воду в качестве естественного зеркала, художник соединяет реальный и виртуальный миры в непрерывном движении и взаимодействии.


Superuber
Octocloud / 2012

Группа SuperUber иccледует взаимоотношения человека и электронных устройств и демонстрирует переход этой коммуникации в область условных рефлексов. Каждый зритель может выступить соавтором работы, начав компьютерную игру и пройдя ее до конца. Подчеркивая, что они — междисциплинарная студия, SuperUber говорят о своей работе: «Это - отличный пример того, как соединение технологии и архитектуры создает новое взаимодействие, при котором физическое «информирует» цифровое и влияет на него. Octocloud - из физического мира, и связано с нашей природной интуицией. Любому, кто в жизни хоть раз играл в какую-нибудь игру, должно понравиться!».


Юлиус Фон Бисмарк / Julius Von Bismark
Mirror Perpendicular To The Bisectrix Between Two Pairs Of Eyes / Зеркало, Перпендикулярное Бисcектрисе, Проведенной Между Двух Пар Глаз / 2013

В системе зеркал, созданной фон Бисмарком, нельзя увидеть собственное отражение — оно путешествует по кругу, а вы видите чужое. «Мне нравится, что моя работа разными людьми воспринимается по-разному, - говорит художник. - Бэкграунд зрителя оказывает огромное влияние на то как он видит и понимает произведение искусства, так что каждый видит и чувствует что-то свое. Я думаю, что моя работа удалась, если она получает разную реакцию у разных людей, меняет то, как они смотрят на что-либо».


Pusenkoff&Pusenkoff
Цвет Тени / The Colour Of A Shadow / 2013

Прозрачные экраны — место синхронизации видеолучей от шести проекторов. Интерактивным связующим звеном в этом поле становится человек: водопад из пикселей превращается в потоки краски, как только на поверхности работы появляется силуэт зрителя. Говорит Илья Пузенков: «Когда вступаешь в персонально-интерактивный контакт с видеоинсталляцией, начинаешь понимать, что это абсолютно современно, так как это про нас, живущих на границе между дигитальным и аналоговым мирами. А если много не думать: просто завораживает».


Каду / Cadu
Партитура / Partitura / 2013

Игрушечный поезд ходит кругами, задевая тонкими проволоками стеклянные предметы. Звуки складываются в мелодию, погружающую в медитативный транс. Сам художник говорит: «Каждая моя работа для меня — средство духовного самосовершенствования. Мне нравится не отрываться от своих детских страхов, используя их как механизм исследования взрослой жизни. Замедлите сердцебиение и войдите в мою комнату за руку с тем 12-летним ребенком, который живет в каждом из нас».


Хидеми Нишида и Теппей Косеки / Hidemi Nishida And Teppei Koseki
Эфемерное Вторжение / Fragile Occupancy / 2013

Художник, изучающий тему окружающей среды, Хидеми Нишида превратил видео Теппея Косеки в физически осязаемый объект: видеопроекция отражается в прозрачных шарах, заполняющих инсталляцию. “В будущем я планирую сделать нечто подобное с небоскребами», — делится планами Хидеми.


Дан Розегарде / Daan Roosegaarde 
Кристалл / Crystal / 2012

700 тактильных «гибридных камней» Дана Розегарде — кристаллы специальной соли, сформировавшиеся естественным путем вокруг парных светодиодов. Подобно жемчужине, которую моллюск выращивает вокруг песчинки в раковине, кристаллы Розегарде покрывают техногенные объекты новым слоем естественной красоты.


Давид Летелье / David Letellier 
Versus / Versus / 2011 

Гигантские цветы-роботы Давида Летелье, расположенные друг против друга, способны записывать, воспроизводить и распознавать звуки, реагировать на сообщения друг друга движением лепестков, «подслушивать» и анализировать разговоры окружающих. Летелье иллюстрирует процесс движения: «Память о прошлом длится мгновение — до воспроизводства, деградации, полного забвения и подмены настоящим».


Филипп Уортингтон / Philip Worthington 
Монстротени / Shadow Monsters / 2004

Shadow Monsters, дипломная работа Уортингтона в Королевском колледже искусств, — часть постоянной коллекции нью-йоркского Музея современного искусства (МоМA). Чтобы создать свою версию театра теней, зрителю надо встать напротив лайтбокса и изобразить руками любую фигуру: у нее «отрастут» острые зубы или иглы, и вы услышите крик «монстра», в который превратилась фигура.