Каждое третье воскресенье месяца больше полусотни столичных музеев и галерей бесплатно открывают двери для всех посетителей. Мы рассказываем о площадках из этого списка. В этот раз — о музейно-выставо
«Рабочий и колхозница» — одновременно и выдающийся памятник, «идеал и символ советской эпохи», и музейное пространство — выставочные залы располагаются в гиганском, 33 метра высотой, постаменте (высота самого памятника — 25 метров). История создания этого монумента известна: скульптура, концепция и замысел которой принадлежали архитекторусоздателю Дома на набережной и автору грандиозного проекта Дворца Советов Борису Иофану, была создана Верой Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. «Эталон социалистического реализма», как названа «Рабочий и колхозница» в Большой Советской энциклопедии, скульптура не раз оказывалась в критическом состоянии и подвергалась реконструкции. В последний раз с ней это случилось в 2000-х: в 2003 году памятник разобрали, и, хотя планировали закончить работы к 2005-му, вновь установили лишь в 2009 году.
Вновь собранная, укрепленная изнутри и защищенная от коррозии композиция установлена теперь на постаменте, повторяющем тот, что был спроектирован Иофаном для Всемирной выставки (до этого постамент был гораздо ниже, и Мухина называла его «пеньком»). Выставочный центр в постаменте открыли в 2010-м — сейчас он входит в музейное объединение «Манеж». В постаменте открыт музей и выставочный зал Веры Мухиной — в экспозиции, помимо фотографий, документов, макетов и работ можно разглядеть инструменты, которыми работала скульптор, и ее личные вещи. В музее есть и раздел, посвященный созданию самого монумента. Кстати, изначально предполагалось, что венчать вырастающий уступами вверх, будто берущий разбег постамент будут рабочий и крестьянин — прообразом «Рабочего и колхозницы» стала античная статуя «Тираноборцы» (совпадение или намеренный сарказм?), изображающая стоящих бок о бок античных героев Гармодия и Аристогитона. Но после, отказавшись от идеи рядом с рабочим изображать бородатого крестьянина с серпом, Иофан заменил его на крестьянку.
В музее проходят разные выставки, как напрямую связанные с тематикой советского наследия — например, экспозиции советских фотографов или художников, выставки, рассказывающие о советском дизайне или об истории советских павильонов, так и экспозиции современных художников. Например, на этой неделе в рамках Московской биеннале современного искусства в «Рабочем и колхознице» открылся проект «Невесомость». Само название выставки, по словам ее куратора Елены Селиной, не в последнюю очередь связано с расположенными поблизости павильоном ВВЦ «Космос» и монументам «Покорители космоса». «Невесомость, отсутствие баланса — сильнейший стресс, который испытывают современные люди, лишившиеся жизненной опоры в окружающем мире», — говорит она, проводя параллель с той невесомостью, которую люди ощущают в космосе.
Группа «Синий суп». Эшелон. 2006. Видеоинсталляция
На выставке собраны видео, фото, инсталляции, призванные проиллюстрировать то самое чувство неопределенности и некоторой тревоги от отсутствия опоры. В экспозиции — работы Сергея Шеховцова, группы «Синий суп», Юрия Альберта, Анны Желудь, Ирины Кориной и других художников.
Ирина Корина. Urangst. 2003-2013. Инсталляция