Выставка приурочена к 80-летию Ильи Кабакова и подготовлена МАММ в сотрудничестве с музеем Ван Аббе (Эйндховен) и Государственным Эрмитажем.
Начало и конец. Строительство нового мира и умирание. Общество и индивидуальность. На этих контрастах построена выставка, ставшая хитом на Западе. Собственно, и создана она западными специалистами. А нам досталась только потому, что художники родились здесь, в России. Оба стали международными звездами и куда как больше известны за границей, чем на родине.
Итак, Эль Лисицкий — гениальный авангардист, который прославился созданием «проунов» (в Москве есть даже галерея, названная в честь этих объектов), трехмерных коллажей, ставших символом конструктивизма. Лазарь Лисицкий (настоящее имя художника) начинал как книжный график, но был захвачен идеями Малевича и развил их в своих «проектах утверждения нового» (тех самых «проунах»). Увы, большая часть наследия Лисицкого не сохранилась.
Его воссоздают по чертежам и фото. Так что любая его выставка — музейный подвиг. Второй герой экспозиции — Илья Кабаков — главный российский концептуалист второй половины ХХ века, живущий ныне в Америке. Именно он придумал «тотальную инсталляцию» (тоже трехмерное произведение, оккупирующее все пространство зала или арт-территории). Он, опираясь на традиции авангарда, рассказал о тоталитаризме, о «застое», о разрыве между официозом и реальной жизнью. Так два великих художника вступят, по выражению кураторов, в «соревновательную дискуссию».
Соревнование и дискуссия обещают быть захватывающими.