На масштабной выставке, открывшейся в Историческом музее в честь юбилея дома Романовых, можно заглянуть в лицо каждому российскому императору. А также познакомиться с их многочисленными родственниками, о которых мы знаем намного меньше.
Юноша в мундире со строгим лицом — это великий князь Николай Александрович. Он был старшим сыном императора Александра II и соотвественно наследником престола. Но, увы, в 21 год он скончался от костного туберкулеза. Во время болезни за ним ухаживали невеста — датская принцесса Дагмар, и младший брат Александр, следующий в линии наследования. После похорон цесаревича Дагмар и Александр, которых сблизили переживания (да и государственные интересы), поженились. И у них родился сын, ставший Николаем II. А если бы болезнь наследника престола заметили раньше, история могла бы пойти совсем по-другому.
Другой сюжет. Константин Константинович, внук Николая I, владелец огромного состояния, был умен и очень образован. Он сделал колоссально много для нашей культуры — писал стихи под псевдонимом К. Р., одним из первых перевел на русский язык «Гамлета», переводил Шиллера, Гете, писал романсы, был главой Академии наук. На выставке несколько его портретов — в частности, акварельное изображение великого князя в костюме Гамлета, которого он сыграл в домашней постановке, а также торжественный конный портрет в мундире.
Вообще найти на этой выставке Романова мужского пола, одетого не в мундир, довольно сложно. Вот «дачный портрет»: будущий Николай II пьет на веранде чай из самовара в компании кузенов. И даже там все в униформе! Впрочем, есть и изображение будущего Александра I — мундира на нем нет. Но это только потому, что ему на картине меньше годика: грядущий победитель Наполеона в кружевной рубашечке и с соской, которую надо грызть, когда режутся зубки.
Занятно разглядывать «моды» при дворе Николая I. Император, человек военный, издал специальный указ для придворных фрейлин — с 1834 года каждому «чину» полагался «мундир» своего цвета. Камер-фрейлины, например, должны были надевать оранжевый кокошник и зеленый сарафан, фрейлины императрицы — красное, великих княжон — зеленое. Официальный наряд полагался и самой императрице — на выставке есть портрет Александры Федоровны в белоснежном кокошнике, усыпанном жемчугом, и платье из серебристой парчи. Вот так в XIX веке понимали русский стиль.
Фото: Светлана Маликова