В Историческом музее открывается выставка «Фракийское золото из Болгарии» — одна из самых дорогих экспозиций, гастролирующая в Москве. И дело не только в грудах драгоценного металла, но и в истории, стоящей за каждым кладом.
Нашли и прослезились
Блюдо-маска. V век до н.э. Как и в троянском кладе Шлимана (сейчас в Пушкинском музее), среди сокровищ фракийцев есть немало масок, которые клались на лица умерших аристократов
Братья Цветановы в 1924 году копали свой виноградник, когда их лопаты наткнулись на груду замшелого металла. Они долго вытаскивали из земли распластанные круги, прямоугольники и всякого рода плошки. За ненадобностью в хозяйстве весь скарб был выброшен на свалку. Осталась только одна лохань с двумя ручками. Ее решили приспособить для кормления свиней. После того, как свиньи отполировали дно лохани, оно заблестело чистейшим золотом в 23 карата. Вот тогда семья Цветановых бросилась на свалку и стала дрожащими руками выуживать клад из груды мусора. Затем все братское золото было сдано в администрацию города Плевена, а оттуда уже попало в национальный музей Софии. Теперь золотой набор весом в 12,5 килограммов известен как клад Вулчитран (Vulchitran). Он считается самым древним из всех золотых кладов, найденных в Болгарии, и относится к эпохе Троянской войны — к началу I тысячелетия до нашей эры.
Кувшин в виде головы богини из клада Панагюриште. IV век до н.э. Скорее всего, это голова амазонки со шлемом Афины. Музей Пловдива
Дальше — больше. Как только болгарские музеи открыли прием от населения найденных цветных металлов, клады посыпались как из рога изобилия. Власти, как могли, пытались предотвратить «черную археологию», но результатов это приносило мало. Появилась даже шутка, что после виноградников, рассады помидоров и перца, у болгарского крестьянства имеется еще один промысел — кладоискательство. Если же серьезно, то даже сегодня у каждой состоятельной крестьянской семьи помимо трактора и косилки в обязательном порядке найдется металлоискатель.
Золотоносная Фракия
Болгарии (а вместе с ней еще Румынии, северной Греции и части Турции) повезло, что она находится на территории древней Фракии. На самом деле Фракия — это не какое-то конкретное государство, а легендарная страна: так древние греки называли земли, лежащие к северу от их благословенной страны. По версии греков, фракийцы — это последние цивилизованные племена, с которыми еще как-то можно иметь дело. Дальше уже идут дикие скифы и прочие ужасы на заснеженных степях, куда не стоит соваться приличному человеку. Еще Гомер в эпосе о Троянской войне рассказывает о том, как на помощь осажденной Трое подошли фракийские вожди. На них возлагались большие надежды, ведь Фракия была известна неистовыми воинами.
Фиала с изображением африканских голов. Iv век до н.э. Такие блюда с африканскими масками называли «айфиопис». Скорее всего, это блюдо создавалось на Сицилии
Говорящие ритоны
В Археологическом музее Варны, например, те, кто хочет получше рассмотреть золотые изделия, специально захватывают с собой стулья, чтобы сесть у витрины и изучать мельчайшие подробности ритонов, ваз, кувшинов и других питейных приспособлений. Вряд ли наш Исторический сможет обеспечить стульями посетителей, хотя здесь каждый сосуд — почти кинолента. Так, клад из Панагюриште включает ритоны с развернутыми сюжетами: «Суд Париса» (когда несчастному Парису пришлось судить конкурс красоты среди трех богинь), «Битва Тесея с марафонским быком», «Геракл и керинейская лань» (герои побеждают непобедимых животных). Каждый из рельефов достоин отдельной выставки.
Кувшин с изображением богини (возможно, Артемиды), сидящей на крылатой квадриге. IV век до н.э.
К слову, если болгары и наши экспозиционеры отважатся на смелый шаг, они, возможно, выставят «Летницкое сокровище» целиком — еще один клад с накладками для конской упряжи, найденный в 1963 году. Там среди прочих красот есть одна откровенная эротическая сцена, которая даст фору многим нынешним «картинкам для взрослых». Не пропустите зрелище.
Вертолеты кентавров и амазонок
После Москвы болгарская выставка отправится в тур по Европе – ее с особым нетерпением ждут в Лувре. Но уже сейчас сами устроители рассказывают о беспрецедентных мерах безопасности и космических страховках. Например, в аэропорт Софии контейнеры с золотом доставляли вертолетами в сопровождении мобилизованных военных.
Впрочем, Москве раскошеливаться, как и усердствовать в защите, не пришлось. Дело в том, что болгарское золото давно и основательно раскапывают и изучают наши (советские) археологи. Они знают всех амазонок и кентавров Фракии (а это самые распространенные персонажи) как свои пять пальцев.
Ритон в виде сфинкса. Из клада в борово. Возможно, ценность принадлежала царю Котису I
Так вышло, что нынче туристические маршруты российских граждан редко проходят через дружественные болгарские музеи. Поэтому сейчас самое время напомнить, что старый друг лучше новых двух. А если учесть фракийские килограммы и караты — еще и дороже.