Каждое третье воскресенье месяца больше полусотни столичных музеев и галерей бесплатно открывают двери для всех посетителей. Мы рассказываем о площадках из этого списка. В этот раз — о Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре.
Вообще, здание на Гоголевском, 10 — выставочное пространство Российской академии художеств, управляемой Зурабом Церетели, Государственный музей современного искусства РАХ. Но в его залах довольно часто открываются проекты Московского музея современного искусства, во главе которого стоит внук Зураба Константиновича, Василий Церетели, — площадка известна и как ММСИ на Гоголевском.
Гоголевский, 10: фото 1970-х годов
Здание на Гоголевском выстроил архитектор Матвей Казаков, в конце XVIII — начале XIX веков создавший для Москвы несколько десятков общественных зданий, городских жилых домов разных типов, усадеб и дворцов. Украшенный колоннадой особняк вошел в число 103 «партикулярных» (то есть, частных, в отличие от казенных) построек, подробно рассмотренных в «Архитектурных альбомах», или «Альбомах Казакова». В этой 13-томная серия книг (до нас дошли 6) были опубликованы чертежи и фасады московских зданий, построенных Казаковым и современниками. «Альбомы» ценны тем, что запечатлели допожарную Москву. Сам Казаков, в 1812-м уехавший из столицы в Рязань, только там узнал, что многие из его построек не пережили пожара. 10-й дом оказался среди уцелевших.
В несколько изменившийся, отремонтированный после пожара дом въехали Нарышкины. При Александре I тут проживал молодой командир батальона Тарутинского полка полковник Михаил Михайлович Нарышкин.В этом доме проходили собрания декабристов, оставшихся в истории под таким именем после событий декабря 1825-го на Сенатской площади. «Никогда не забуду одного вечера, проведенного мною, 18-летним юношей, у внучатого моего брата Мих. Мих. Нарышкина, — вспоминал один из декабристов. — Это было в феврале или марте 1825 года. На этом вечере были Рылеев, князь Оболенский, Пущин и некоторые другие, впоследствии сосланные в Сибирь. Рылеев читал свои патриотические «Думы», и все свободно говорили о необходимости «покончить с этим правительством». В 1826-м в этом доме были арестованы Нарышкин и Пущин. В память о декабристах на доме установлена мемориальная плита, на которой изображены кандалы, перевитые лавровой ветвью.
Позже в доме 10 на Пречистенском бульваре (Гоголевским он стал 1924 году, в период празднований 115-летия писателя) открыли присутствие: там стала работать контора, подведомственная Министерству императорского двора и уделов. Ее управляющим в 1860-м стал Иван Маслов. Маслов был другом Ивана Тургенева. Они познакомились в Петербурге и дружили 40 лет. Тургенев, приезжая в Москву, постоянно останавливался у Маслова — об этом сообщает еще одна мемориальная табличка на здании. «…Устроился в уютной комнате с садом, погребенным под снежными пуховиками, перед моим окном; а поверх деревьев виднеется красная византийская церковка с зелеными крышами; ее звон разбудил меня сегодня утром», — писал сам Тургенев (упоминаемую им церковь позже снесли). Именно в 10 доме был писан Ильей Репиным портрет Тургенева, хранящийся сейчас в Третьяковке. На музыкальные и литературные вечера сюда приходили писатели, музыканты и артисты, с которыми дружили Маслов и Тургенев, — Александр Островский, Афанасий Фет, Яков Полонский, Николай Рубинштейн.
В 1969-м в здание переехало правление Союза художников СССР, а теперь в Музее современного искусства открывают выставки, читают лекции, собирают дискуссии.
Памятник Михаилу Шолохову напротив ММСИ на Гоголевском: в 80-х его идею создал скульптор Иулиан Рукавишников, в 2000-х работу завершил его сын Александр
Сейчас в музее можно посмотреть выставку, сделанную отцом и сыном Пузенковыми, — After Reality. Проект исследует тему решетки в искусстве ХХ века. С его началом искусство становилось все более символичным, условным, менее реалистичным. «Решетка отделяет отношения в сфере эстетики от внимания к природному объекту и считает их решающими. Решетка объявляет пространство искусства автономным, замкнутым и самодостаточным. Решетка — эмблема модернизма, форма повсеместная для искусства нашего века, хотя нигде в искусстве прошлого века ее не существовало», — выделяя курсивом «наш» век, имея в виду век двадцатый, писала в 1978 году в статье «Решетки» Розалинда Краусс, один из ведущих специалистов в области теории современного искусства. Пузенковы говорят о решетке в том числе с использованием современных технологий: помимо живописи, проект включает интерактивные инсталляции, в которых зритель сам будто бы оказывается рядом с этой решеткой. «Суть проекта находится между двумя проекторами, на экране, так же, как сегодняшняя жизнь находится на границе между дигитальным и аналоговым. Поэтому наш взгляд ловит тут образ двух миров, которые неразделимы», — говорит Георгий Пузенков. «Краска — символ искусства. По ту сторону проектора — мир искусства, а с другой стороны — безыскусственный мир», — добавляет его сын Илья. Отдельный зал отдан взгляду «сквозь решетку» на знакомые всем произведения мастеров прошлого: работы Рубенса или Мане складываются из отдельных пикселей.