Авторы выставки в «Ветошном» не в первый раз работают с самурайской темой. Уже были сверхуспешные «Самураи. Art of War». И вот новый проект, наполненный уникальными экспонатами и использующий ультрасовременные технологии, которые погружают посетителей в мир Страны восходящего солнца.
Месть Ако
Самураями в феодальной Японии назывались светские феодалы. Само слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего «служить, поддерживать»: самураи были телохранителями своего господина и его слугами в повседневной жизни. Кодекс поведения самурая, называемый «Бусидо», проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Самураи с юных лет воспитывались в черном теле. Воин должен был уметь не обращать внимания на невзгоды и боль и пренебречь своей жизнью ради жизни господина. Ронином (в переводе — «блуждающие волны», «странник») назывался самурай, потерявший покровительство своего господина или не сумевший уберечь его от смерти.
Японское народное предание «Месть Ако» — как раз о 47 таких воинах. Эта история произошла в начале XVIII века с двумя семействами — правителей Асано и самураев Ооиси, которые служили семье Асано верой и правдой в течение нескольких поколений. Тогда у власти был Асано Наганори, получивший должность от своего отца и ведший довольно беспечный образ жизни. То есть по большей части он отдыхал и наслаждался, а за порядком следил Ооиси Кураносуке, самый главный самурай из вассалов его семьи. Под новый, 1701-й, год Асано был назначен принимающим посла от правящего императора Хигасияма-тэнно. Церемонимейстер императора Кира Йосинака должен был обучить Асано премудростям этого дела. Но Асано оказался заносчив и горяч, Кира — слишком навязчив… Утром 14 марта 1701 года их столкновение переросло в ссору: Кира в очередной раз поддразнил Асано на предмет отсутствия должных манер, а Асано не выдержал, выхватил меч и набросился на царедворца. И хотя его меч застрял в деревянном столбе, и Кира отделался царапинами, Асано был арестован: обнажение меча во внутренних покоях дворца сегуна каралось смертью. Вердикт был таков: харакири виновнику и конфискация всего имущества в пользу казны. Вечером того же дня Асано Наганори совершил ритуальное самоубийство сэппуку, написав предсмертную поэму, дзисей-но-ку:
Легко опадают цветы по весне
Под порывами ветра.
Но легче я
С жизнью прощусь.
Почему?
47 самураев Асано, ставших ронинами, решили отомстить за господина. Но месть представлялась сложным делом: Кира как царедворец жил в хорошо охраняемом доме. Со стороны могло показаться, что ронины не думают о заговоре: они жили в городе под видом обычных купцов и монахов. Ооиси даже, чтобы усыпить бдительность Киры, развелся с женой и стал пьянствовать и развлекаться с гейшами. Вдова Асано, поверив, что ронины забыли своего господина, публично прокляла его. Ооиси не отреагировал на это, чтобы не выдать себя. И Кира потерял бдительность. 14 декабря 1702 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в Эдо. Сам Кира попытался скрыться, но Ооиси настиг его в укрытии, объявил о том, кто они, и предложил совершить ритуальное самоубийство, дав ему тот самый меч, которым лишил себя жизни Асано. Кира отказался, и Ооиси отрубил ему голову. История получила широкую огласку. Власть была в замешательстве. С одной стороны, ронины поступили согласно кодексу чести, отомстив за своего господина, с другой — напали на придворного чиновника. Популярность 47 ронинов в народе росла, сегун получил за них множество прошений. В итоге заговорщиков приговорили к смерти, но им позволено было умереть как героям, совершив ритуальное самоубийство. Доброе имя рода Асано было восстановлено.
Мечи и другое
С тех пор захоронение 47 ронинов стало местом паломничества японцев. А их подвиг был воспет в поэмах, пьесах, театральных постановках, фильмах. 2 января на российские экраны выходит фэнтезийный драматический боевик Карла Эрика Ринша «47 ронинов» с Киану Ривзом в главной роли. А пока можно сходить на выставку в «Ветошном», которая покажет японское оружие и национальные костюмы, доспехи самураев и гравюры по мотивам легенды. В экспозиции будет воссоздана атмосфера XVIII века, с городскими кварталами, буддийским садом, чайными домиками и дворцовыми покоями. Особое место среди экспонатов займут уникальные мечи XIV–XVIII веков, в том числе клинки работы известных мастеров Мурамаса, Тодаеси VI и Минамото, а также ювелирные дворцовые украшения и равюры мастера Утагава Куниеси «47 верных вассалов». При этом уникальные экспонаты, которые доверили организаторам выставки коллекционеры, можно будет посмотреть вблизи.
а также...
К выставке готовится большая образовательная программа. В ее рамках можно будет, например, послушать лекции по теме «Изменчивый мир японского искусства», о японском национальном костюме расскажет курс «Тысяча и одно кимоно», о самураях как сословии — лекции «Самурайское сословие — источник духовности в феодальном японском обществе». На мастер-классах гостей выставки научат облачаться в самурайские доспехи, создавать японские новогодние открытки в технике живописи тушью суми-е и украшения в технике кадомацу — новогодней икебаны. Овладеть приемами японского боевого искусства можно будет на занятиях по будзинкан будо, научиться владеть своим телом, расслабляться и концентрироваться — на мастер-классах по японской энергетической гимнастике айкишинтайсо. Также в программе — чайные церемонии и сеансы завораживающего авангардного японского танца-перформанса буто.