Томные барышни, лирические пейзажи с ручьями и покосившимися домишками, портреты поэтов... В Третьяковской галерее — настоящее отдохновение для глаз, устроенное из русских и голландских картин.
Трудная задача — соединить голландское и русское искусство. Однако в Третьяковке это сделали очень изящно. Здесь сопоставили живопись раннего XIX века. Картины из нашего музея и из голландских коллекций. Оказалось, представление о прекрасном, о счастье и восторгах в двух странах почти ничем не отличалось.
Сказать честно, мы почти ничего не знаем о нидерландском искусстве двухсотлетней давности. Другое дело — век Рембрандта и Вермеера (XVII столетие). Появился отличный шанс заполнить пробел. Удивительно, порой трудно отличить, какое полотно иностранное, а какое — отечественное. Знаменитые пейзажи Сильвестра Щедрина как две капли воды похожи на работы Йохана Вейсенбруха, сценки Павла Федотова уживаются с живописными рассказами Давида Йозефа Блеса, наконец, наш певец буйных морских стихий и любимец коллекционеров Айвазовский имеет реального конкурента в лице мариниста Йохана Хендрика Мейера. И пусть иностранные художники нам неизвестны, зато по своему качеству — по романтической благостности, вызывающей умиление и легкую улыбку, — они сопоставимы с лучшими работами Тропинина, Кипренского и Венецианова.