Работы из собрания Михаила Барышникова и научные фото Беренис Эббот, портреты Дали и Денев работы Мана Рэя и Познер, каким он себя не видел, русские и голландские живописцы, старые усадьбы, проекты Москвы в будущем — что смотреть в московских музеях в ноябре.
Ман Рэй. Портреты
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, до 19 января
Ман Рэй — фотограф, кинорежиссер, художник, имя которого связано с самыми разными направлениями, от дадаизма и сюрреализма до коммерческой фотографии. В Пушкинском музее показывают первую у нас его ретроспективу. Больше сотни снимков, сделанных за 60 лет, с 1916 по 1976 годы. Дали, Пикассо, Кокто, Шанель, Матисс, Стравинский... Почти за каждым портретом — увлекательная история. Читать статью о выставке.
Искусство, с которым я живу. Из собрания Михаила Барышникова
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, до 19 января
Еще одна выставка, ради которой стоит отправиться в ГМИИ, «Искусство, с которым я живу», работы из собрания звезды балета Михаила Барышникова. Эта экспозиция в Нью-Йорке имела большой успех и наверняка у нас ее ожидает такой же прием. Фотографии Анни Лейбовиц, рисунки Бакста и Бродского, Бенуа, Гончарова, Зверев, Целков, Шемякин — собрание разнообразно и интересно как отражение вкуса и пристрастий собирателя в первую очередь. Читать статью о выставке.
Старые усадьбы новой Москвы
Музей Москвы, до 15 января
Музей Москвы решил провести «инвентаризацию» старинных усадеб, оказавшихся на территории нынешней «новой Москвы», гигантского сегмента между Киевским и Варшавским шоссе, протянувшегося на юго-запад почти до Калужской области. Музейщики исследовали четыре десятка объектов и выбрали из них десять усадеб, находящихся в плачевном состоянии. Для каждой организаторы выставки предлагают десять разных сценариев их приспособления к новой жизни. По мнению музейщиков, усадьбы можно превратить в гостиницы и школы, реабилитационные центры и галереи, театры и рестораны, дома торжеств, корпоративные резиденции, публичные парки и, как и много лет назад, в семейные гнезда. Выставка для тех, кому небезразлично историческое наследие и будущее архитектурного облика Москвы в целом.
Эллиотт Эрвитт. Великое Шотландское Приключение
Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), до 17 ноября
Эллиотт Эрвитт — знаменитый американский фотограф, известный своими черно-белыми снимками и ироничным взглядом на окружающее. В МАММ показывают серию, посвященную Шотландии: серию портретов, пейзажей, уличных зарисовок Эрвитт создал для проекта The Macallan Masters of Photography (виски, выпускаемого с работами главных фотографов современности). Внимание: выставка идет всего несколько дней, до 17 ноября.
Игорь Ганжа. Познер. Большой портрет
Московский музей современного искусства на Петровке, 13—24 ноября
«Я изначально был против, сопротивлялся, испытывая определенную неловкость... Но меня уговорили мои друзья, о чем я теперь не сожалею, потому что, рассматривая совершенно блестящие фотографии Игоря Ганжи, я вдруг увидел себя другим, не таким, каким я сам представлял себе. То есть, я в определенном плане открыл себя для себя. А это, согласитесь, дорогого стоит», — так описал свои впечатления от проекта Владимир Познер. Добавить нечего.
Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, 21 ноября—21 января 2014
Еще одна выставка, которая будет интересна тем, кому небезразличен архитектурный образ столицы. Показывают проекты, участвовавшие в архитектурных конкурсах: можно взглянуть, как, возможно, будут выглядеть новые здания Третьяковской галереи и Государственного центра современного искусства, многофункционального центра в «Москва-сити», как будет реорганизована территория завода «Серп и Молот» и район будущего международного финансового центра в Рублево-Архангельском, а также как будет выглядеть парк «Зарядье» (этим проектам на выставке уделено особое внимание).
Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века
Инженерный корпус Третьяковской галереи, до 11 января
Ранний XIX век: работы голландских и русских живописцев. Пейзажи, портреты, жанровые сценки, «марины», виды городов — оказывается, порой трудно отличить, какое полотно написано голладцем, а какое — русским художником. Для ценителей классического искусства. Читать статью о выставке.
Беренис Эббот. Фотография и наука
Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), 22 ноября—22 декабря
Беренис Эббот, считающаяся первой дамой, которой удалось полушить широкую известность и признание в фотографии, была еще и изобретателем. Она изобрела и усовершенствовала некоторые приспособления для освещения и печати фотографий. Как фотограф, экспериментатор и человек, интересующийся наукой, она прославилась в немалой степени научными фотографиями. Их и показывает МАММ. «Фотография, дитя науки, сущностно связана с наукой, которая ее породила», — писала Эббот, утверждая, что фотоискусство должно стать «дружественным переводчиком между наукой и обывателем».