Салон изящных искусств в очередной раз состоится в Москве. Отечественные и зарубежные галереи припасли множество любопытных экспонатов и несколько самых настоящих шедевров. Девять лучших — в обзоре «ВД».
1. Энди Уорхол. «Мао»
Без Энди Уорхола на современном арт-рынке не обойтись, считает австрийская Rudolf Budja Gallery. В Москву привезли шелкографию 1972 года с портретом лидера китайской коммунистической партии. Кстати, когда персональную выставку Уорхола в прошлом году устраивали в Китае, по просьбе китайского Минкульта цикл работ о Мао Цзэдуне исключили. Наверное, аукционному дому не надо было упоминать в пресс-релизе, что Уорхол объединил тоталитарную эстетику с западной культурой потребления, добавив элементы милой его сердцу театральности трансвеститов. Любопытно, что у Уорхола есть и цикл портретов Ленина. Но на Салон его не привезли. Боялись обидеть?
2. Владимир Баранов-Россине. «Лодки»
Ради картины 1910 года стоит заглянуть на стенд московской галереи «Элизиум». Баранов-Россине — художник русского авангарда, которого только начинают вспоминать на родине. Так сложилось из-за его «порхающего» образа жизни: он уехал в Париж в 1910 году, где стал активным участником художественной жизни вместе со своими соседями Шагалом, Цадкиным и Сутиным. После революции вернулся в Россию и с азартом принял участие в авангардном движении. Однако в 1925 году снова эмигрировал в Париж. И погиб в концлагере в оккупированной Франции. Ранние произведения Баранова-Россине — вполне в русле увлечения сезаннизмом и кубизмом, зато в поздних он напоминает Филонова.
3. Орацио Джентилески. «Мария Магдалина»
Несколько экспонатов Салона — музейного уровня. Таковы картины, привезенные в столицу из Монте-Карло монакской галереей Maison d’Art. Например, работа известного итальянского мастера XVI века Джентилески. Этот живописец раннего барокко успел поработать при дворе Марии Медичи, короля Карла I и знаменитого красавца герцога Бэкингема. Магдалина на его полотне изображена в тот период жизни, когда после смерти Иисуса Христа она удалилась в пещеру. Над черепом, символизирующим тщету бытия, она оплакивает свои грехи.
4. Пармиджанино. «Портрет мужчины»
Картина на стенде монакской галереи Maison d’Art, созданная в первой половине XVI века, принадлежит кисти Пармиджанино — художника поколения, пришедшего на смену Леонардо и Рафаэлю. Все картины этого представителя маньеризма отличаются мистической атмосферой: Пармиджанино увлекался магией и практиковал алхимию. Самое знаменитое его произведение — «Мадонна с длинной шеей» — написано на религиозную тему, но из-за фокусов с перспективой тоже кажется странноватым.
5. Константин Сомов. «Девочка с собачкой»
Эта милая пасторальная сценка прилетела в Москву из Монако, из галереи Fine Art Gallery of Russian masters в Монте-Карло. Ее автор был одним из ведущих мастеров «Мира искусства», и большинство его работ переносят нас в атмосферу игривого XVIII века — времени, которое он обожал. В 1923 году художнику удалось покинуть Россию, и он обосновался в Париже, где умер перед самой Второй мировой. Кстати, на стенде Fine Art Gallery of Russian masters немало примечательных вещей. Например, стоит обратить внимание на полотно Генриха Семирадского «Иисус Христос благословляет детей».
6. Дэмиен Херст. «За любовь Господа»
Самый дорогой ныне живущий художник представлен на стенде лондонской галереи Мagdalena Gabriel Fine Art, где можно увидеть авторское повторение его фирменного хрустального черепа. Оригинальный череп, изготовленный из бриллиантов и платины в 2007 году, имеет себестоимость материалов в 14 млн фунтов, а консорциум покупателей, куда входит и украинский миллионер Пинчук, выложил за него 50 миллионов. В Москву везут значительно более дешевую работу. На том же стенде можно увидеть и другие произведения Херста.
7. Василий Кандинский. «Медведь»
Швейцарская галерея Kunstberatung Zurich привезла редкое раннее произведение Кандинского, датируемое 1907 годом. Великий абстракционист, позже прославившийся беспредметными композициями, в юности баловался «русскими народными сюжетами». Эти работы не так дороги, как произведения «золотого периода», однако имя мастера все равно придает им ценность. Например, в этом сентябре «Похороны», написанные в той же манере и в том же году, продали за полмиллиона евро. В Москву привезли рисунок гуашью на картоне — цена таких работ обычно ниже масла.
8. Поль Бекрич и Ольвье Дельмас. «Царь»
Парижский бутик Paul Beckrich Prestige специально для Салона создал изображение Николая II. Над бронзовой статуэткой потрудились скульптор Поль Бекрич и мастер-литейщик Оливье Дельмас. 88-сантиметровое изделие украшено серебром и 182 изумрудами. Похож на себя Николай весьма относительно, да и костюм такой он мог надеть разве что на карнавал. Но похвалить французов за старание можно.
9. Исаак Бродский. «Портрет жены Любови Бродской»
Московская галерея Alexander Art Group, специализирующаяся на русском искусстве XVIII–XX веков, сделала акцент на живописи Серебряного века. Главный хит — портрет жены художника Исаака Бродского. Те, кто застал СССР, помнят работы этого живописца — лаконичный «Портрет Ленина в Смольном», изображения Сталина, Жукова. Картины Бродского советского периода мрачноваты и строги по стилю. Поэтому коллекционеры особо ценят его дореволюционные работы. Пока мир Бродского не перевернулся, он писал узорчатые, многоцветные, сказочные картины. Портрет жены, написанный в 1916 году, принадлежит как раз этому периоду.