ХХ век от Репина до Фрейда: В ГМИИ открывается выставка Музея искусства авангарда, в коллекции которого — исключительно шедевры XX века. «ВД» выбрал топ 7 экспозиции.
Музей искусства авангарда (МАГМА) был задуман предпринимателем и филантропом Вячеславом Кантором как передвижная экспозиция, доступная широкому зрителю. «Главными для меня стали три принципа, — объясняет Кантор. — Я хотел собирать искусство, во-первых, связанное с Россией, во-вторых, художников-евреев и, в-третьих, XX век — то есть новаторское искусство, произведения, в которых воплощен прорыв к ранее неизвестному». Кантор рассказывает, что с самого начала ориентировался на покупку только топ-вещей, и такой подход себя оправдал. Первая выставка, прошедшая в Женеве в 2009-м, имела успех, и есть все основания предполагать, что выставка в ГМИИ его повторит. Из более чем четырех сотен работ, собранных МАГМА, Пушкинский музей покажет около сотни.
«Похищение Европы». Валентин Серов
В 1907 году Валентин Серов вместе со Львом Бакстом отправился в Грецию — целью путешествия было посещение острова Крит и изучение найденных там археологами остатков Кносского дворца. «Похищение Европы», над которым Серов работал в 1909–10-х годах, создавалось под впечатлением от этой поездки. Так, в образном строе картины использован ритон, сосуд для питья в виде головы быка, из дворца Кносса, в ритме — фрески с изображением летающих рыб. Работа известна в нескольких авторских вариантах (есть в ГТГ, в Русском музее). По некоторым предположениям, художник задумывал не станковую картину, а декоративное монументальное панно для строящегося тогда в Москве Музея изящных искусств — ныне ГМИИ имени Пушкина.
«Парижское кафе». Илья Репин
В июне 2011-го работа Репина ушла на русских торгах Christie’s в Лондоне за 4 521 250 фунтов стерлингов (7 383 201 долларов). В результате Репин вошел в десятку самых дорогих русских художников, став в ней первым представителем классической живописи. А ведь сам Илья Ефимович говорил когда-то про «Парижское кафе», что оно «смешно и незрело», и считал эту работу экспериментом. Да и главные наставники художника, критик Владимир Стасов и художник Иван Крамской, полотно не оценили — после успеха «Бурлаков на Волге» от Репина ждали работы «на русском материале». Тем не менее в 1875 году картина была выставлена в парижском Салоне под названием «Кафе на бульваре (Le Café du Boulevard)». Кстати, похожие по настроению полотна Ренуара и Мане были созданы несколькими годами позже.
«Видение (Автопортрет с музой)». Марк Шагал
Один из многочисленных автопортретов Шагала — мало найдется художников, так часто и в таком богатстве вариантов писавших самих себя. «Видение», или «Автопортрет с музой» (1917) — одна из самых известных работ мастера. Сам он в книге «Моя жизнь» называет картину «визуализацией сна». Вячеслав Кантор рассказывал в одном из интервью, что приобрести картину было непросто: процесс занял семь лет — семь лет непрерывного общения с владельцем. «И, к сожалению, только его кончина привела к тому, что нам удалось ее приобрести. Причем этот человек, так и не решившись продать картину, завещал это своим наследникам, причем завещал продать только Кантору и даже определил некоторые параметры сделки».
Эскизы костюмов для балета «Нарцисс». Леон Бакст
Бакста называли «кораблем «Русских сезонов», критики констатировали: «Париж подлинно пьян Бакстом». Дамы, приходившие на спектакли «Русских сезонов» и видевшие его костюмы, начинали одеваться как героини постановок. Одноактный балет Николая Черепнина «Нарцисс» был создан по «Метаморфозам» Овидия. Нарцисса танцевал Нижинский, вакханку — Карсавина.
«Улица Кань-сур-Мер». Хаим Сутин
В Кань-сюр-Мэр, город на юге Франции, на побережье Средиземного моря, Хаима Сутина отправил его меценат и опекун Леопольд Зборовский. По приезде в Париж в 1913 году Сутин зарегистрировался в полиции как русский — позднее это помогло ему в годы оккупации. Кантор вспоминает, как отправился в столицу Франции, чтобы найти могилу Сутина, — художник скончался там в 1943 году. Найдя на Монпарнасском кладбище крест с датами рождения и смерти, Кантор, по его словам, задумался: почему на могиле еврея — крест? «И понял важную вещь: это еще одно доказательство фундаментальности идеи толерантности. Эти люди даже после смерти защищали своего товарища от будущего глумления. Они написали только дату и поставили только крест», — заключает меценат.
«Жук». Илья Кабаков
Одна из самых известных работ одного из самых известных русских художников. Написанный в 2008 году на деревянной панели «Жук» на Phillips de Pury был продан почти за £3 млн — работа стала самым дорогим на тот момент произведением русского искусства. Стишок про жука, найденного в траве («Черный жук, блестящий, для коллекции моей самый подходящий»), был написан архитектором А. Масленниковой и опубликован в сборнике для детей «Между летом и зимой» — в 1976 году его выпустила «Детская литература». Кабаков иллюстрировал эту книгу, но «Жука» среди картинок сборника нет — работа датируется 1982 годом.
«Али». Люсьен Фрейд
Внук Зигмунда Фрейда (о чем он, кстати, не любил упоминать), Люсьен Фрейд часто повторял, что «в душе он биолог», и относился к работе со строгостью и точностью ученого в лаборатории. Вместе с тем у художника постоянно случались романы с его моделями, и от этих связей появлялись дети. В их воспитании художник не принимал большого участия — при этом все его дети позировали ему. По воспоминаниям его дочери Эстер, это был единственный способ узнать отца поближе. Старший из сыновей Фрейда, Александр, которого в семье прозвали Али, позировал для трех картин отца, «Али» — вторая из них. «Воспоминания о рассказанных отцом историях, о его идеях до сих пор как-то греют меня, — признается Али в письме. — Все эти разговоры о женщинах, любви и Папе Римском. Как он говорил мне: «Я точно знаю, что лучше ужасно провести время с тем, кого любишь, чем прекрасно — с тем, на кого тебе плевать».