16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский — художник, которого называют отцом мирового абстракционизма и ключевой фигурой истории развития искусства вообще.
О Кандинском говорят, что он изменил отношение к живописи так, как когда-то Микеланджело изменил отношение к скульптуре. Сегодня его имя — в ряду главных художников ХХ столетия. Век с лишним назад, однако, его идеи встречали понимание не всегда.
Одесса. Порт. 1898
Например, когда Кандинский учился в Мюнхенской академии художеств, его наставник, «первый немецкий рисовальщик», живописец и скульптор Франц фон Штук, хоть и был доволен своим учеником, но считал, что его палитра слишком яркая. Поэтому, чтобы «изучить форму как таковую» Кандинский целый год работает только в черно-белой гамме. В академию будущий отец абстракционизма поступил только в 34 года, а стать художником решил в 30 лет.
Лунная ночь. 1907
В детстве Василий Кандинский занимался рисованием — «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — писал потом он, — но родители видели его юристом. Отучившись в Московском университете (он изучал экономику и право), Кандинский стал доцентом юридического факультета и остался преподавать. Женился. Получил приглашение на место профессора юриспруденции в знаменитом Дерптском университете в Тарту — весьма многообещающе. Но вдруг отказался от места и юридической карьеры вообще, решив, что станет художником. По воспоминаниям Кандинского, на принятие этого решения повлияли два события: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году и потрясение картиной Клода Моне «Стога сена» и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.
Импровизация 7. 1910
Тогда он отправился в Германию, где стал студентом Мюнхенской академии, и впоследствии вообще много путешествовал, посетив в том числе Африку. Заезжал Кандинский и в Москву, где участвовал в выставках Московского товарищества художников. Также он выставлялся с «Бубновым валетом», а в 1911-м организовал альманах и группу «Синий всадник». В 1912 году выходит его книга «О духовном в искусстве», сейчас она считается первым теоретическим обоснованием абстракционизма, в ней Кандинский провозглашает творческий процесс «самовыражением и саморазвитием духа».
Композиция VII. 1913
В 1914 году Кандинский возвращается в Москву. После революции он много занимается общественной работой, преподает — в Свободных мастерских и потом во ВХУТЕМАСе. Также участвует в организации и управлении Институтом художественной культуры. Именно противоборство с коллегами по институту, в первую очередь с конструктивистами, приводит к тому, что в 1921 году Кандинский покидает Россию. Позже в Союзе расцветет соцреализм, и картины Кандинского исчезнут из музеев. После были Баухаус и мировое признание. В Россию Кандинский уже не вернулся, умер в 1944 году под Парижем, похоронен там же. В Москве работы Кандинского можно увидеть в Третьяковской галерее — все картины, которыми проиллюстрирован этот текст, из собрания ГТГ.
Движение I. 1935