Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Оксана Асеева и Анатолий Зверев, Зинаида и Борис Серебряковы: в обзоре VashDosug.ru ко Дню влюбленных рассматриваем, как художницы и художники видели и изображали своих любимых, сравниваем эти портреты с реальными фотографиями и вспоминаем истории их отношений.
Наталия Гончарова и Михаил Ларионов
Портрет Гончаровой работы Ларионова
Наталия Гончарова и Михаил Ларионов познакомились во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, по воспоминаниям художницы, в 1901-м, на этюдах в Зоологическом саду. Вскоре Ларионов переехал в ее квартиру. В том, что касается искусства, их развитие шло в одном направлении, как художники они оба оказывали влияние друг на друга, порой работали в соавторстве. Их имена как художников-авангардистов, футуристов, «лучистов» (лучизм — стиль, изобретенный Ларионовым) чаще всего упоминают вместе. Работать над «Русскими сезонами» Дягилева в Париж они тоже уехали вместе — сначала в 1914 году, затем в 1915-м. Через несколько лет они обосновались в Париже окончательно, как оказалось, на всю жизнь. Выставлялись они чаще всего тоже вдвоем. Кстати, свой брак Гончарова зарегистрировали только в 1956 году.
Портрет художницы (вверху) создан Михаилом Ларионовым. Эту работу, как и портрет Ларионова работы Гончаровой (внизу), можно увидеть на выставке «Между Востоком и Западом», которая последние дни работает в Третьяковке на Крымском валу.
Портрет Ларионова работы Гончаровой
Зинаида и Борис Серебряковы
В ГТГ в Лаврушинском переулке можно увидеть выставку Зинаиды Серебряковой, которая открывается как раз в День влюбленных.
Портрет Бориса Серебрякова работы Зинаиды Серебряковой
Зинаида Лансере и Борис Серебряков были кузиной и кузеном и знали друг друга с детства — а когда выросли, решили стать мужем и женой. Они венчались в 1905 году, причем батюшке пришлось заплатить 300 рублей (получить разрешение объявить супругами двоюродных сестру и брата было непросто). У Зинаиды и Бориса родилось четверо детей. В 1919 году Борис Серебряков умер от тифа, и Зинаида с детьми остались почти без средств к существованию. Позже художница едет в Париж — там она получила заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, удалось лишь послать к ней двух детей. Двое других остались в Петрограде с бабушкой, матерью художницы. Выставка в Третьяковке как раз рассказывает о парижском периоде творчества художницы. В том числе там можно увидеть работы ее детей, тех двоих, что росли с нею в Париже — они тоже стали художниками.
Белла и Марк Шагал
Там же, в Третьяковской галерее на Крымском валу, можно увидеть одну из самых известных работ Марка Шагала, на которой, как и на многих других своих полотнах, он запечатлел Беллу.
На выставке «Отечество мое в моей душе...», которая сейчас открыта в Пушкинском музее, можно увидеть «Беллу с букетом анемонов». Кстати, именно эта картина положила начало коллекции основанного Вячеславом Кантором музея МАГМА, представляющего в ГМИИ эту выставку (статью с рассказом о самых известных экспонатах выставки читайте здесь).
Марк Шагал. Белла с букетом анемонов
Шагал познакомился с Бертой Розенфельд (имя Белла она взяла позже) в родном Витебске. Он писал в дневнике: «Я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа». Они были вместе 29 лет, а писал ее Шагал всю жизнь, и после ее смерти в 1944-м. Исследователи подсчитали: с натуры написаны всего три портрета Бэллы, ее образ встречается почти в двух тысячах работ.
Марк Шагал и Белла
Анатолий Зверев и Ксения Асеева
Анатолий Зверев был моложе Ксении Асеевой на 39 лет — уже в момент их знакомства она была женщиной элегантного возраста, пианистка, вдова поэта, подруга Маяковского и Брик. Друзья вспоминают, что Зверев, «юродивый от искусства», влюбился в нее просто неистово, их любовь называли сумасшедшей, о ней ходили легенды (возможно, какие-то из них сочинены самим Зверевым). Владимир Немухин, например, рассказывает, как художник писал ей по пятьдесят писем за ночь, а потом заставлял Немухина бегать по Москве и разбрасывать их по разным почтовым ящикам. Еще одна история, о том, как художник был ревнив. Однажды Звереву показалось, что Асеева как-то особенно нежно смотрит на штангиста, которого показывали по телевизору. Зверев схватил кастрюлю и со всей силы грохнул по экрану. Она умерла в 1985 году, Зверев, по рассказам, сильно тосковал. Художника не стало в 1986-м.
Портреты Асеевой можно увидеть на большой выставке Зверева, недавно открывшейся в Новом Манеже. Статью о выставке (и о Звереве) читайте здесь.