Почти одновременно в ГУМе и в Институте русского реалистического искусства открываются выставки, посвященные советскому спорту. Отличный повод проникнуться подходящим настроением перед Олимпиадой.

В ближайшие три недели о спорте будут говорить всюду. Хотя основатель Института русского реалистического искусства и главный организатор обеих экспозиций банкир Алексей Ананьев и утверждает, что выставки никакого отношения к Олимпиаде не имеют. И вообще, Олимпиада зимняя, а тут летние виды спорта. Но это неважно — на выставках представлен цвет соцреализма: работы Дейнеки, Бродского, Самохвалова, Пименова. Живопись, графика и скульптура. Причем основная выставка пройдет в Институте русского реалистического искусства — тут будут висеть подлинники. А на первой линии ГУМа разместят их высокотехнологичные реплики. Это для того, чтобы как можно больше народу заинтересовалось и направилось смотреть искусство из торгового центра в музей. Сейчас так делают во многих западных музеях.

Александр Дейнека. Спортсменка, завязывающая ленту. 1950-e гг. Институт русского реалистического искусства

Вообще, к соцреализму в наших главных музеях — Третьяковке, Пушкинском и Русском — до сих пор относятся с некоторым смущением и стараются лишний раз не мозолить посетителям глаза. Собственно, это и стало причиной того, что господин Ананьев решился открыть целый Институт, посвященный реалистическому искусству. К учебному процессу заведение в Замоскворечье отношения не имеет. «Институт» в этом случае значит «институция». Как, например, Институт изящных искусств Чикаго — один из лучших музеев США. По сути, это частный музей, расположенный неподалеку от станции метро «Павелецкая», в котором размещается богатая коллекция банкира. Упор на передвижников, но и советского реалистического искусства хватает с избытком. В 90-х соцреалистов оптом скупали американские коллекционеры, в 2000-х российские олигархи смекнули, что дело выгодное, и тоже начали приобретать подобную живопись. Результат — рост цен, престижа и интереса. Так, четыре года назад картину Юрия Пименова, посвященную 1 Мая, продали за 1,5 млн долларов.

Ольга Ваулина. В физкультурном зале. 1930-е гг. Художественный фонд «Новая галерея»

Нынешняя спортивная выставка только что вернулась из Лондона: ее показывал у себя на Нью-Бонд-стрит аукционный дом Sothebyʼs. Лондонской
публике, кстати, выставка пришлась по душе. Приходили семьями, приводили детей. Очевидные пропагандистские нюансы (тоталитарная советская идеология, близость к сочинской Олимпиаде) остались как бы на втором плане. О них, конечно, думали, но больше любовались картинами. Тем более что любоваться есть чем.

Женщины с бицепсами, стройные мужчины-гимнасты. Самая эротичная работа на выставке — «Спортсменка, завязывающая ленту» Дейнеки. Эдакая советская Мадонна — мощная, самоуверенная и почти обнаженная. Ее Дейнека писал в качестве эскиза к своему знаменитому ню 1951 года «Купальщица», так что тему секса в Советском Союзе можно считать раскрытой. «Советская физкультура» Александра Самохвалова — наивная живопись во вкусе Виноградова–Дубосарского: много цветов, pin-up девушек и огромный шар с надписью «СССР». Эта работа стала частью грандиозного проекта внутренней отделки павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года.

Александр Самохвалов. Советская физкультура. 1935 г. Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств

Спорт, как и космос, был экспортным пропагандистским товаром Советского Союза. Спортсмены на картинах не имели права быть смешными или унылыми, иначе это уже не спортсмены, а диссиденты, а то и враги народа. Максимум, что дозволялось, — быть уставшими от тренировок, как на картине Ольги Ваулиной «В физкультурном зале». Кстати, эта удивительная работа стоит несколько в стороне от прочего официоза — здесь очевидны отсылки к знаменитой картине Пикассо «Девочка на шаре». Только за брутальность и физическую мощь здесь отвечает гимнастка, присевшая отдохнуть на «козла», а хрупкость и изнеженность воплощает мужская фигура. Даже удивительно, как художнице при таком свободном подходе к живописи умудрилась дожить до конца ХХ века. Вот ее коллега Юрий Юркун, написавший гламурных и жизнерадостных «Девушек в купальниках», был расстрелян.

Юрий Юркун. Девушки в купальниках. 1937 г. Частное собрание

А художник Михаил Соколов, вовсю старавшийся приспособиться к режиму и создавший вполне идеологическое полотно «Гребчиха», получил лагерный срок. Смешными и унылыми дозволялось быть простым обывателям, решившим позаниматься спортом. График и карикатурист Леонид Сойфертис создавал ироничные и очень уютные жанровые сценки в духе Бидструпа: неуклюжая метательница ядра, чересчур старательная молодая мамаша, которая, пока ребенок спит, решила размять ноги, растерянное семейство на лыжной прогулке.

Юрий Пименов. Футболисты. 1926 г. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Самое удивительное, что даже идейно выверенные работы не вызывают чувства отторжения у зрителя. Спорт — это, пожалуй, самая удобная ниша для художников, живущих при тоталитаризме. «Олимпия» Лени Рифеншталь — потрясающе красивое произведение, хотя оно и прославляет фашистский режим. Наивность и прямолинейность образов всегда можно списать на преклонение перед мощью и силой атлетов.