Ставший традиционным фестиваль фотографии открывается в Москве в десятый раз. В программе смотра нам предстоит увидеть 19 выставок на шести площадках. «ВД» выбрал пять выставок-«хедлайнеров». Именно они и зададут тон всему фестивалю.
Эрвин Блюменфельд. Фотографии, рисунки, фотомонтаж
Выставка фотографа-новатора Эрвина Блюменфельда лучше всего иллюстрирует один из девизов биеннале — «Власть образов». Дадаист и художник, он в первую очередь известен как автор модных съемок и обложек для главных журналов мира. Но в свою книгу «Сто моих лучших снимков» Блюменфельд включил только четыре фотографии, сделанные для глянца. Гораздо больше он, по собственному признанию, был увлечен ню. «В жизни я любил две вещи: свою работу и женщин, всех женщин без исключения. Фетишами всей моей жизни были женские глаза, волосы, грудь и губы», — признавался он на страницах автобиографии. На большой (268 работ, период с 1910-х по 1960-е) выставке можно будет разглядеть все грани творчества. Кроме фотографий будут представлены коллажи, где Блюменфельд реализовывал и свой литературный дар; автопортреты, рисунки, скетчи, архитектурные фото и даже рекламные фильмы, в создании которых он принимал участие.
Другой Лондон. Жизнь города в объективе мировых фотографов. 1930—70-е
Это главный проект смотра. Он приурочен к Году Британии и вроде бы рассказывает об английской столице. Но интересно, что здесь собраны фотографии далеко не только британцев. Это одновременно и взгляд на Лондон «со стороны», и, как заявляют устроители выставки, «энциклопедия мировой фотографии 1930—70-х годов». Авторы — звезды первой величины: Жак-Анри Лартиг, Анри Картье-Брессон, Мартина Франк, Роберт Франк, Дора Маар, Эмиль Хоппе, Эллиотт Эрвитт, Ирвин Пенн... На их снимках — обычные прохожие и коронованные особы, лондонские улицы, пабы, двухэтажные автобусы, вечерние огни и утренний смог.
Гарри Виногранд. Женщины прекрасны
«Я фотографирую, чтобы узнать, как выглядит сфотографированный мир», — так говорил о своей работе Гарри Виногранд. Сегодня он считается классиком американской и мировой фотографии и одним из пионеров уличной съемки. О Виногранде говорят, что он совершил революцию подобно той, что произвел в искусстве Энди Уорхол. И точно так же, как зачинатель поп-арта, стойко переносил шквал критики. Например, серию «Женщины прекрасны» (ее показывают у нас) Гарри начал в 1960 году, а закончил только в 1975-м. Полтора десятка лет фотограф, забыв о сложившихся к тому времени канонических правилах съемки — в студии, с выставленным светом и тщательно подобранными позами, — буквально охотился со своей «Лейкой» за женщинами и неожиданными ракурсами. Для серии, сегодня признанной фотографическим бестселлером, Виногранд сделал больше 15 тысяч кадров. На выставке можно увидеть 85 из них.
Оказывается, обладательница двух «Оскаров» и пяти «Золотых глобусов» Джессика Лэнг в начале карьеры имела все шансы пойти совсе по другому пути. Она могла стать фотографом. В 1967 году 18-летняя Лэнг получила от Миннесотского университета стипендию на занятие фото, но вышло так, что она оказалась на сцене, а затем и на съемочной площадке. Госпожа Лэнг вернулась к фотографии только в 1990-е. В Москве представят 114 ее произведений — все сделаны во время путешествий по миру.
Ширин Нешат
Одна из главных восточных художниц современности. Работы иранки Ширин Нешат — о том, кто такая женщина в исламском обществе. «Существует стереотип, что все восточные женщины — покорные жертвы, но это не так. Я ниспровергаю это утверждение», — говорит она. Каждое произведение Ширин Нешат — своего рода восточная поэма о потерях и утратах. Но это еще и завораживающее зрелище.