В экспозицию попали рисунки, гуаши и акварели. Это натурные зарисовки и пейзажи, выполненные во Франции или в средней полосе России. Натюрморты, к которым Шевченко, как и всякий последователь Сезанна, питал очевидную слабость. Есть также портреты жены, дочери и внучки, образы современников, ранний акварельный автопортрет…
Самые ранние в экспозиции – маленькие акварели и тушевые рисунки, которые автор вкладывал в письма из Парижа. Среди его учителей был, как его звали за глаза, Костя Коровин. По воспоминаниям Шевченко, он постоянно «рассказывал об искусстве, о художниках, о Западе, о Париже».
Видимо, поэтому студенты столичной Строгановки выбрали целью своего путешествия именно столицу Франции – в дни революции 1905 года занятия в училище временно прекратились, по словам директора, «в награду за примерное поведение и из боязни разлагающего воздействия митингов».
Молодые художники поселились тогда в пяти минутах от Лувра. Ездили на этюды в Булонский лес, Сен-Клу, Трианон, Версаль, Севр, изучали парижские музеи, делали зарисовки экспонатов. Жили бедно: студентам-прикладникам было трудно найти в Париже хорошо оплачиваемую работу, из «семейного» заработка в 100 франков за квартиру приходилось отдавать около 40.
Зато к той поре относятся первые знакомства Шевченко с уже знаменитыми соотечественниками – Александром Бенуа, Максимилианом Волошиным, Дмитрием Митрохиным. Конечно, незабываемыми оказались впечатления и от лирических парижских пейзажей. Мимолетно запечатленные акварелью или карандашами, некоторые из них сохранились до наших дней и попали на выставку.