Выставка в Еврейском музее и Центре толерантности — о дирижаблях и аэропланах, образе «сталинского сокола» и «авиапропаганде», о том, как завоевание человеком воздушного пространства меняло то, чем он занимался на земле.

Тема полета, прежде обсуждавшаяся лишь мечтателями и встречавшаяся в мифах и сказках, на рубеже XIX и XX веков завладела человеческими умами по-настоящему. С появлением первых аэропланов авиация привлекла внимание не только инженеров и конструкторов, но художников и архитекторов, дизайнеров и поэтов.

По словам Александры Селивановой, директора Центра авангарда Еврейского музея, она уже давно хотела осуществить проект, который «позволяет взглянуть на искусство 1920 —1930-х с неожиданной стороны».

В первой трети ХХ века летательный аппарат, преодолевающий силы тяготения, стал идеальной моделью жизни, а человек, им управляющий, — главным героем.

Раздел выставки «Машина» рассказывает о механизмах и их изобретателях: Циолковском и «младших братьях» аэропланов, дирижаблях, Татлине и его летательных конструкциях, так и оставшихся скорее арт-проектами, и о самих самолетах — в том числе о гигантском «Максиме Горьком», ставшим одновременно воплощением мечты и демонстрационным эскпонатом, возвещающем о мощи советской авиации.

Раздел «Герой» — об образе «сталинского сокола», авиатора как главной фигуры тогдашнего пантеона. Образы летчиков и парашютистов встречались тогда повсюду: на агитационных плакатах, в песнях и фильмах, в книгах и журналах.

Раздел «Пространство» — о том, что авиация позволила искусству и художнику в самом широком понимании выйти в новое измерение. Архитекторы, планируя здания, стали думать о том, как их сооружения будут выглядеть сверху, а футуристы, создавая фантастические произведения, куда смелее мечтали. Живопись, графика, коллаж, фотография; «эстетизация» летательных аппаратов в архитектурных проектах, кинофильмах, настольных играх и дизайне оберток для конфет; работы Лабаса, Родченко, Дейнеки, Евзерихина, Тышлера; «авиационные реликвии» — модели самолетов, аэропланов, детали машин, части костюмов летчиков; фрагменты фильмов и музыкальных произведений, так или иначе связанных с полетом...

«Эта выставка предназначена для всех. Мы надеемся, что она понравится всем, в том числе и детям, и вы будете возвращаться еще и еще, чтобы посмотреть то, что не увидели в первый раз», — говорит Селиванова.

Вернуться в Еврейский музей до конца работы выставки (она открыта до 10 августа ) у заинтересовавшегося зрителя поводы наверняка найдутся. Все время работы проект сопровождается образовательной программой. Запланировано несколько циклов лекций, встречи с коллекционерами, предоставившими экспонаты, кинопоказы. Например, 29 июня расскажут об истории дирижаблестроения, 16 и 23 июля будут говорить об авиации и поэзии, весь июль будут показывать и обсуждать довоенные фильмы о летчиках и полетах («Ветер крепчает» Х. Миядзаки, «Летчики», Ю. Ройзман, «Валерий Чкалов», М. Калатозов).