Биеннале молодого искусства — это 30 выставок на разных площадках Москвы. Огромный проект «Время мечтать» развернулся в бывших Провиантских складах на Зубовском бульваре.

Кого увидим?

Это довольно странная затея. В то время как весь мир стирает границы — гендерные, политичес­кие и информационные — мы, наоборот, их устанавливаем. Судите сами: на этот смотр допускаются художники строго до 35 лет. Правильно ли это? С одной стороны, не очень. Талант не измеряется датой рождения. Но с другой... Именно поколение 30-летних не заражено бациллой «советскости», то есть оно намного свободнее и современнее. Молодым труднее пробиться на арт-рынок. Они радикальнее, смелее. По крайней мере, так считает главный куратор Биеннале Дэвид Эллиотт, человек, отбирающий художников и их работы для главного проекта.
Иными словами, этот смотр должен показать свежие силы в мировом искусстве. Хорошо бы, чтобы все так и случилось. Идти можно смело, без всякой подготовки — ведь здесь ни у кого нет никаких «имен». Все впервые. Смотрим и оцениваем.

Кто делает и для чего?

Дэвид Эллиотт, критик и писатель, создавал музеи современного искусства по всему миру — от Оксфорда и Стамбула до Стокгольма и Токио. Его пригласили для отбора лучших работ из более чем 3000 заявок, присланных со всего мира. Именно господин Эллиотт придумал тему всего смотра «Время мечтать». Он вспомнил знаменитую речь Мартина Лютера Кинга, которая была произнесена в 1963-м и начиналась словами: «У меня есть мечта». Сегодня мечтать тоже модно — только грезить надо действенно, пытаясь воплотить свои мечты в жизнь. По такому же принципу отбирались произведения — каждое должно показать наш путь изменений.

Что покажут?


Дуэт из Нижнего Новгорода — Артем Филатов и Владимир Чернышев — привез из родного города старые доски. Из них художники сооружают инсталляцию в память обо всех разрушенных деревянных домах. Франциска Клоц из Германии пишет огромные картины маслом по следам экологических катастроф — от Фукусимы до Тунгуски. Иван Плющ из Москвы создает световую инсталляцию из нефтяных бочек. Можно бесконечно перечислять остроумные проекты. Общее в них одно — все они с четкой жизненной позицией: «Я это принимаю». Или, наоборот: «Я не принимаю». К слову, зал нового Музея Москвы огромен по всем статьям, все инсталляции и произведения должны отвечать его размерам.

Что еще смотреть и слушать?


Главная выставка, как на всякой биеннале, одна — в бывших Провиантских складах. Именно сюда стоит идти прежде всего. Затем уже в Центр современного искусства на Зоологической улице и в Музей современного искусства в Ермолаевском переулке. Там развернулись специальные проекты. Кроме того, известный куратор Антонио Джеуза подготовил большую образовательную программу с лекциями и мастер-классами.