Музей «Гараж» открывает новый проект о современном искусстве в эпоху 1990-х. The New International — выставка о крахе коммунизма и конце холодной войны, о новых угрозах миру со стороны терроризма и о смене тысячелетий и эпох, увиденных глазами интернациональной команды художников из США, Европы, Японии, Ирана, стран СССР.
1990-е: кажется, недавние годы — между тем минуло два десятилетия. Холодная война, о которой теперь вспоминают как об ушедшей в историю, тогда только заканчивалась. Глобализация, стирающая границы между странами и цивилизациями, равняющая все многовековые опыты жизни Востока и Запада, только начиналась. До крушения под осколками нью-йоркских башен-близнецов в сентябре 2001-го и осознания настоящей угрозы терроризма оставалось почти 10 лет. Мир ожидал «конца света» в 2000-м и не предполагал, что куда сильнее по каждому из нас уже вскоре ударит не привязанный к круглой дате мировой кризис; мы боялись, что перестанут работать компьютеры и электронные часы — и не догадывались, что нас будут пугать «неопознанные» коробки и пакеты, оставленные в парке на лавочке.
Художник и современное искусство вообще потому так неоднозначно принимаемы, что реагируют на происходящее ярче и резче, чем СМИ, тем более — чем размышляющий о будущем обыватель. В проекте «Гаража» The New International о новом объединении и разъединении мира — два десятка участников с разных концов планеты. Все они — современные художники в том смысле этого понятия, что, создавая искусство, не могут не говорить о социально и общественно важном: о политике, о проблемах, которые тогда, в 90-е, уже были явными и о появлении которых мир лишь мог предполагать.
Вот некоторые из списка «новых международных художников», работы которых вошли в проект The New International. Йохан Гримонпре (родился в 1962 г., Бельгия) знаменит фильмом о воздушном пиратстве «наберите И-С-Т-О-Р-И-Я» — сейчас ленту-эссе называют «настоящим открытием для документального кинематографа». Художница Ширин Нешат родилась (1957 г.), росла и уехала учиться из прогрессивного тогда Ирана — а вернулась в совсем другую страну, где ей не оказалось места. Нешат сегодня, наверное, громче всех на мировой арт-сцене говорит об исламском мире и роли женщины в нем. Пол Кхера (родился в 1964 г., Великобритания) — режиссер, фотограф и дизайнер, в 1990-х обнаруживший, что «современных кириллических шрифтов», необходимых, например, для печати журналов, не существует, и создавший Post Soviet — «шрифт, представлявший собой современное переосмысление как латинских, так и кириллических букв». Сейчас выставка The New International будет оформлена с использованием этого шрифта. Арт-группа IRWIN (образована в 1983 г. в Словении, когда страна еще находилась в составе Югославии) — одни из основателей NSK (Neue Slowenische Kunst, «Новое словенское искусство»). NSK в 1992-м открыли «Посольство NSK в Москве», где, общаясь и сотрудничая с отечественными художниками, обсуждали, «Как Восток видит Восток». The New International в рамках выставки намеревается возродить проект.
К выставке «Гараж» готовит большую дискуссионную, лекционную и образовательную программу. Следите за обновлениями на сайте площадки и на vashdosug.ru.