В Музее архитектуры открылась первая выставка в рамках Биеннале уличного искусства. Экспозиция «СтритАрх» заняла три этажа «Руины»: уличное искусство пришло в пространство музея, чтобы после вновь выйти на улицы.

«Внимание! Будьте осторожны в «Руине»! Администрация» — предупреждают развешанные повсюду таблички с изображением спотыкающегося о ступени человечка. Пространство корпуса «Руина» Музея архитектуры и соответствует и не соответствует своему названию. Оно называется флигелем, но для флигеля весьма просторно: три этажа, широкие лестницы, высокие потолки. При том это «Руина» действительно руина: полы тут неровные, стены выглядят осыпающимися, на могучие с виду деревянные перила облокачиваться не стоит. Но простоявшая многие годы «Руина» по-прежнему стоит — и принимает в своих стенах проекты андеграундные и смелые. Размещение здесь экспозиции «СтритАрх» — первой выставки открывающегося ко Дню города Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» — логично. Больше того, в Москве, может, и не найти места лучше для такого проекта.

Дмитрий Алексеев, художник и куратор «СтритАрха», и Ирина Коробьина, возглавляющая музей, вспоминают, как выставка-ретроспектива уличного искусства второй половины прошлого века постепенно заполняла помещение сегодняшнего музея. По словам организаторов, был осуществлен своеобразный «захват территории» — именно сами художники решали, как и где располагать свои объекты. Выставка, сначала предполагавшаяся на первом этаже «Руины», «захватила» второй и затем третий ее этаж — все здание целиком.

«Дмитрий собрал образцы современного и не очень искусства в городской среде и показал, как оно обживало городские фасады и улицы, — говорит о работе куратора Ирина Коробьина. — Тут есть работы мастеров, признанных классиков, есть — произведения молодых художников и даже — не художников». Дмитрий Алексеев: «Ирина дала шанс художникам с улицы войти в музей, чтобы из музея выйти на улицу». «Как эти работы постепенно занимали три этажа музея — пусть так же они завоюют город», — добавляет Ирина.

Шагая (с известной осторожностью) между колонн и арок «Руины», встречаешь действительно то искусство, что можно увидеть на городских стенах и улицах, прогуливаясь где-нибудь московскими переулками. Тут есть работы мэтров — например, чудесные мозаики Александра Корноухова. Приглушенные краски, словно выцветшие от времени или покрытые многовековой пылью, — в «Руине» они выглядят, будто их недавно обнаружили и расчистили археологи. Напротив — размашисто, красным на кусках фанеры «ЗАЧЕМ» и NOFUTUREFOREVER — тоже частые «экспонаты» стихийных уличных «выставок». Художник Николай Наседкин рядом со спрятанными за крупной металлической сеткой «Московскими чудаками», похожими на «актеров» кукольного театра, рассказывает, что это чудаки из мира московских художников, настоящие городские отверженные, сумасшедшие. Сделаны из «отходов» художественного «производства» — пропитанных масляной краской тряпок, обрезков бумаги. «А сетку на рынке купил!» — это, по словам автора, и барьер, отгораживающий «чудаков» от города, и образ уходящей вверх трубы.

«Гроб Малевича» Славы Мизина из «Синих носов» и Матильды Трацевска поблескивает багряно-красной мозаикой серпов и молотов. Напротив «осыпается» со стены черно-белый портрет Владимира Ленина — это Сергей Овсейкин, Артем и Кирилл Стефановы, группа ZUKCLUB. Гнется, будто от ветра, серо-синий ворс «Порыва» Виктора Решетникова. Малыши — им «Порыв» как раз по росту — пытаются гнуть его еще, но ворс держится. Нарядный диптих Андрея Целуйко выглядит увеличенными, как под лупой, фрагментами разноцветного витража окна католического храма. Скалится фанерными зубами подсвеченный снизу «Свадебный автопортрет» (Макс Маляренко, ZUKCLUB).

Самая эффектная работа — в соседнем от «Автопортрета» зале, на третьем этаже. Под огромным венцом — приглядитесь — из застывшего оплавленного свечного воска на светящихся довольно зловеще сине-зеленым каменьях — накрытый, будто для ужина, черный столик с парой черных же стульев. Тарелки пусты. Это — «Пир во время чумы» (Федя Miller). Возле этого «Пира» среди руин тянет остановиться и помечтать — о том, как, гуляя московскими переулками и завернув в обычный с виду двор, где-нибудь однажды встретишь вышедшее из музея на улицы такое искусство.


Выставка «СтритАрх. От монументальной пропаганды к стрит-арту» работает в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева (ул. Воздвиженка, 5/25) с 5 сентября до 12 октября. Проект проходит в рамках Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА». Билеты: 100 р., льготный — 50 р.