К 100-летию Первой мировой в Москве открылось несколько выставок. Все рассказывают о войне по-своему. «ВД» выбрал три из них. На каждую, посетив ее, хочется вернуться.
Вы можете изменить этот текст
«Приближался не календарный — настоящий двадцатый век», — из динамика на входе в зал выставки в МАММ на шестом этаже звучит хрипловатый голос Ахматовой. Строки «Поэмы без героя», написанной Анной Андреевной о предреволюционных — и предвоенных — годах, размеренно читаемые автором — словно эпиграф к экспозиции музея о Первой мировой «Война, покончившая с миром».
Эта выставка была одной из первых, открытых в Москве к 100-летию начала войны, и остается одной из самых интересных, «личных», эмоциональных. Здесь есть плакаты, репродукции, аудио-, видео-, документальные свидетельства. Все это помогает видеть и слышать войну так, как ее видели и слышали люди, жившие в те годы, и в ней непосредственно участвовавшие. Но главное тут, конечно, фотографии. Сотни и сотни снимков из частных коллекций и музейных собраний со всего мира. Снимки прослеживают события Первой мировой со дня убийства в Сербии эрцгерцога Франца Фердинанда, которое стало поводом начала войны, до итогов катастрофы, унесшей жизни десятков миллионов людей, покалечившей — еще больше, перекроившей Европу и сделавшей мир совершенно иным.
Здесь есть действительно страшные серии. Например, фотографии и воспоминания, свидетельствующие о первом в истории применении химического оружия, распылении ядовитого хлора у Ипра. «Немецкое правительство готовилось к операции тщательно и скрытно», и вот с «попутным ветром» выпускается 180 тысяч килограммов удушливого газа. «Желтовато-зеленое облако двинулось на британские позиции, проникая в окопы и укрытия». «Паника охватила войска»: укрыться от яда, не дающего дышать, было почти невозможно. Тогда пострадали 15 тысяч человек, из них пять тысяч погибли.
Есть снимки (в том числе стереопары) из окопов, с полей сражений, из лазаретов и лагерей для пленных, с заводов, где делали военную технику, и из деревень, опустевших после войны. Купающие коней солдаты и солдаты, картинно расположившиеся на раскидистых ветвях дерева («В ожидании почты»). Офицеры, с заинтересованностью вертящие в руках невиданный прежде снаряд. Обнимающийся с псом медвежонок («Мишка, талисман эскадрона бронеавтомобилей авиации королевских военно-морских сил»). Военный, сосредоточенно прицеливающийся из орудия вверх, похожий на астронома, наблюдающего звезды («Прапорщик Хомка. Стрельба по аэроплану»). «Пленные британской армии» — бесчисленное поле голов в касках и фуражках. «Международное агентство по розыску. Отдел пропавших без вести» — молодая женщина перебирает одну за одной бесчисленные карточки в картотеке. «Полковой художник», «полковой актер», «клоун», зазывающий в лагерное кафе столпившихся вокруг лагерных «жителей».
Голос Ахматовой слышен сквозь раскаты взрывов, ржание лошадей, треск выстрелов. Возле динамика у входа — видео на стене, напротив — зеркало. Подняв глаза, видишь себя на фоне сменяющих друг друга кадров военной хроники. Об этом — вся выставка.
Выставка «Война, покончившая с миром» работает в Мультимедиа арт музее (Остоженка, 16) до 19 октября. Билеты: 50—400 рублей.
Вы можете изменить этот текст
Несколько минут пешком вниз по Остоженке — и мы в Музее Москвы. Выставка в третьем корпусе музея, занимающего здание Провиантских складов, еще помнящих события тех лет.
Эта экспозиция открылась 1 августа — именно этот день (по новому стилю) считается для России днем начала войны. В нынешней столице 100 лет назад первые дни и недели войны вызвали в первую очередь подъем энтузиазма и желания помочь стране и фронту — как со стороны городского правительства, так и простых москвичей. Тогда в город хлынул поток беженцев и раненых — и Москва делала все, чтобы позаботиться о них.
«Необходимо для раненых продовольствие на тяжелом пути их следования. Все нужно. Все жертвуйте. Кто что может, чтобы одеть, напитать и утешить раненого: полушубки, армяки, пальто, пиджаки, брюки, сапоги, валенки, калоши, рубашки, башлыки, рукавицы, теплые перчатки, а также всякий материал и приклад для одежды и белья раненым и семьям, продукты сухие: крупы, чай, сахар, табак, посуда и книги — все будет принято с благодарностью в наши фуры, которые поедут по всей Москве, к каждому дому, к каждой квартире — все отдано будет немедленно в благодарные руки в лазареты и склады».
Плакаты с таким текстом и рисунком Константина Коровина, изображающим Дмитрия Донского, символ русской воинской славы и победы, были развешаны по всей Москве 21 сентября 1914 года. Замечалось: «Помочь нужно как можно скорее, до наступления морозов». «Фургонный сбор» шел пять недель. Москвичи несли «все, что может напитать и утешить раненого» тоннами: на снимках тех лет — буквально до потолка заваленные одеждой и книгами пункты приема и сортировки принятых пожертвований. В большой витрине рядом с фургоном (именно такие «фуры» принимали дары москвичей) — образцы тех пожертвований: рубахи, грубого желтоватого полотна и белые батистовые, книги (Лесков, Фет, Салтыков-Щедрин), чай и ромашка, вата и печенья, ножницы, клещи, бинокль, немецко-русский словарь «Благо».
В соседнем зале о благотворительности — еще больше. Манекены одеты в костюмы тех лет и опоясаны перевязями. «На помощь жертвам войны» (самый первый сбор, «кружечный»: продавали флажки, открытки с рисунком Пастернака «Раненый воин»; сбор организован через три недели после начала войны, 20-12 августа 1914, собрали 307 822 рубля, 15 000 рублей вещами). «На табак солдату» и «На борьбу с чахоткой» («День белой ромашки» — 20 апреля предлагали купить цветок). «Купите красное яичко» (однодневный сбор к Пасхе в помощь беспризорным детям), и так далее. Плакаты напротив на стене перечисляют еще и еще благотворительные специальные дни: пожертвования на переносные бани, один день, когда все торговцы отчисляют 5 процентов на Дом инвалидов, выставка «Бубнового валета» в помощь детям воинов, «Капустник» союза артистов Москвы — русской армии и жертвам войны. Выходя с выставки, видишь манекены, женский и детский, ее открывающие, с другой стороны. На спинах белых фигур — красные с брызгами пятна, как от выстрелов. Хор без перерыва поет «Боже, царя храни».
Выставка «Москва в годы Первой мировой» работает в Музее Москвы (Зубовский б-р, 2) до 19 октября. Билеты: 50—100 рублей.
Вы можете изменить этот текст
Правый зал помещений Нового Манежа от пола до потолка звуки выстрелов прорезают буквально. Пол тут покрыт неровными жестяными листами, каждый шаг каждого посетителя рождает звонкие, разносящиеся эхом «разряды». Сначала они заставляют вздрагивать. От потолка к полу — большие красно-белые полотна, это пространство «Война». В зале напротив — полотна белые, полупрозрачные, играет музыка и песни тех лет. Это — «Мир».
Разделенную на две большие части экспозицию, вместившую невероятное количество информации, трудно назвать просто выставкой. Это скорее интерактивный исторический и образовательный арт-проект. Огромный стенд, открывающий «Войну», последовательно, в сопровождении «движущихся картинок»-карт и кратких пояснений, рассказывает о событиях войны, с 1914 по 1918 годы. За ним — фотографии (в том числе, опять же, стереопары); выглядящие небольшим волшебством «голографические картинки», изображающие военную технику тех лет (бронемашины, самолеты, пулемет «Максим»). Особая гордость — «полная электронная копия Брест-Литовского договора», закрепившего мир. На стенах — полотна: итальянский футурист Джино Северини и его в флагах и крестах «Санитарный поезд», Павел Филонов с тревожной «Германской войной», Пол Нэш с привезенными из Лондона работами (особенно щемит сердце от «Восхода» с опустошенным битвой полем боя), Петров-Водкин и его заставляющая застыть на мгновение, как умирающий от пули воин, картина «На линии огня».
В «Мире» — такая же подробная реконструкция событий довоенных, решивших начало войны, плюс — рассказ о жизни тыла. Личный дневник Николая II (страницы от 19 и 20 августа: «Германия объявила нам войну»; «Хороший день, в особенности в смысле подъема духа! (…) Подписал манифест об объявлении войны»). Телеграммы, которыми обменивались члены одной семьи, стоявшей тогда «у руля» всей Европы, «хозяин земли российской» Николай (Ники), англичанин Georgie и кайцер Германии Вилли, Вильгельм II. В отдельных комнатах на экранах — два увлекательных фильма. Один — об отношениях перед войной участников императорской «фамилии» вообще и упомянутых троих — подробно: становятся вполне понятны истоки конфликта. Второй, смотрящийся настоящим детективом — о дне убийства Франца Фердинанда студентом Гаврилой Принципом (ведь этого убийства могло не быть, не зайди Гаврило после первого, неудавшегося покушения «команды» в кофейню на чашечку кофе). Искусство — тоже есть: «Архангел Михаил» Васнецова и эпический цикл Гончаровой «Мистические образы войны», Аристарх Лентулов с эскизом «Торжественное молебствие в Кремле во славу победы русского воинства» и пронзительно-прекрасный «Георгий Победоносец» Филонова. Все — подлинники.
Тут много других видеосвидетельств, документов и фотографий, но дольше всего можно простоять перед интерактивными информационными экранами. Эти своеобразные «электронные книги» во множетсве открыты каждому «читателю» по всему пространству выставки. Разные разделы в них рассказывают о героях сражений и о жизни в тылу, о женщинах во время войны и о том, как она отразилась на детях, о том, какими были сражения — и быт на передовой и в запасе. Написанные увлекательно, снабженные цитатами очевидцев, фотографиями, эти рассказы — куда живей и интересней глав учебника, а историю войны рассказывают так, что она действительно запоминается. К сожалению, этот проект планируется к закрытию раньше других — до 28 сентября. Но успеть увидеть его еще можно (и сделать это стоит).
Выставка «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах» работает в Новом Манеже (Георгиевский пер., д. 3, стр. 3) до 28 сентября. Билеты: 100—250 рублей.