В Третьяковской галерее показывают рамы от картин — они оказываются не менее интересными, чем полотна.
Сегодня человек, который любит живопись, имеет возможность увидеть любую картину из любого музея. Мы, люди XXI века, изучаем шедевры на экранах мониторов, по альбомам и журналам. Это, конечно, безмерно расширяет кругозор, однако из-за перевода искусства в цифру, из-за массовости репродукций, совершенно теряется реальный вид картин. Поэтому так полезно ходить в настоящие музеи, чтобы все увидеть своими глазами: например, «Явление Христа народу» — действительно картина гигантская, а вот «Сватовство майора» Федотова — крохотная, немногим больше двух листов бумаги.
Своим новым проектом Третьяковская галерея решила напомнить о том, что забывается еще чаще — о том, что изначально картины предназначались для реальных интерьеров, ощущались как крупные, а порой и действительно тяжелые вещи. Рамы для картин нередко тоже представляли собой произведения искусства — только не живописного, а декоративно-прикладного. Многие художники (Васнецов, Рерих, Врубель), заботясь о том, чтобы рамы служили их полотнам достойным обрамлением, сами делали эскизы для этих обрамлений и внимательно приглядывали за ремесленниками. Эрмитаж, например, очень гордится тем, что его «Мадонна Конестабиле» Рафаэля выставлена именно в той раме XVI века, которую придумал автор с целью усилить впечатление от своей работы.
В Третьяковской галерее, разумеется, этого шедевра Ренессанса мы не увидим, зато с блеском представлен диалог между полотнами и рамами в России, начиная с иконописи XIII века и вплоть до современного искусства. Это более 150 экспонатов, многие из которых были специально отреставрированы для этой выставки. Увы, нередко владельцы картин пренебрегают оригинальными рамами — их заменяют на новые, выкидывают. Поэтому собрать такой большой объем было сложно. Удивительно, но во время подготовки проекта удалось воссоединить несколько произведений с их «родными» обрамлениями — так что зрителей ожидает настоящий «скачок в прошлое». Действительно, заменить «родную» раму у картины — это практически вандализм. Вот, например, «Портрет неизвестной» кисти Ивана Макарова — автора одного из лучших портретов Натальи Гончаровой. Что за неизвестная дама — совершенно непонятно. А если изучить раму, на которой вырезаны герб и девиз, то выяснится, что она из семьи Лермонтовых.
Кстати, еще мы забываем, что люди покупали картины у художников не для будущих музеев, а для себя лично, для своего жилья. Иногда это были ампирные дворцы, иногда — квартиры в домах в стиле модерн. И заказчикам хотелось, чтобы рама картины на стене подходила по стилю ко всему интерьеру. Материалы использовались самые разные — резьба по дереву, гипс, папье-маше, а иногда и драгоценные металлы. Так, на выставке можно будет увидеть костяные резные иконы и фоторамки от фирмы «Фаберже». Иногда обрамления специально заказывали в европейских мастерских. Отдельный, особо интересный раздел выставки, — взаимодействие картины и рамы в работах современных художников.