Выставка в Пушкинском музее посвящена двум англичанам эпохи декаданса Бердслею и Уайльду. Главные ее экспонаты — иллюстрации первого к «Саломее» второго.
Оскар Уайльд написал «Саломею» в 1891 году — и она оказалась одной из самых скандальных его работ, а также произведением, которое стало символом эпохи декаданса. Спустя несколько лет Обри Бердслей создал для нее иллюстрации, отчего скандальная репутация пьесы упрочилась окончательно — такими зловещими и соблазнительными оказались рисунки Бердслея. Графичность, появившаяся в его творчестве под влиянием японской каллиграфии, шокирующим образом смешивалась с неприкрытой чувственностью не просто человеческих фигур, но иногда даже простых линий. Саломея на этих рисунках танцует с обнаженной грудью и в прозрачных панталонах, будто сойдя с подмостков парижских кабаре, а шляпки с павлиньими перьями у нее — последний писк моды. Эпоха декаданса, эпоха «конца века», Fin de siècle, получила свое эталонное произведение.
Что это было за время — Fin de siècle? Это был не просто календарный конец XIX века. Это был конец образа жизни. О Первой мировой войне и неотвратимой индустриализации, которая сравняет всех под одну гребенку, догадаться никто не мог, но каким-то образом интеллектуалы эту трагедию предчувствовали. Определения «конец века» и «декаданс» (то есть «упадок») они придумали про себя сами. У нас это был «Серебряный век», за которым, согласно мифологии, на земле наступает страшный «Век Железный».
Писатели, художники и актеры, населявшие мировые столицы, проживали каждый день как последний. Атмосферу дополняли утонченность и пессимизм, переживания были обостренными, прожигание жизни вызывало утомленность и пресыщенность, но никто не прекращал ее прожигать. Абсент был популярнее вина, а золотые и серебряные кокаинницы встречались чаще портсигаров. Идея, что искусство не зависит от морали, и все безнравственное допустимо, лишь бы было оно изящно, царила везде. Эстет, денди был богом, андроген — эталоном красоты.
Обри Бердслей тоже был денди — одним из «королей денди», он носил в петлице увядшую розу и вызывал у французских полицейских сомнения относительно своего пола. Ему не удалось породить так много слухов и скандалов, как своему соавтору по «Саломее» Оскару Уайльду — не успел. В 1898 году он сгорел от туберкулеза — ему было всего 25 лет. Причем страшный диагноз ему поставили еще в 7-летнем возрасте — и Бердслей всю свою короткую, но до отказа наполненную творчеством жизнь прожил с мыслью о неотвратимости скорой кончины. Перед смертью он попросил друга уничтожить его последнюю работу, иллюстрации к непристойной комедии Аристофана «Лисистрата», но друг предпочел сберечь их для истории.
На выставке мы увидим русские и британские художественные журналы, в которых работали Бердслей, Уайльд и их последователи в разных странах, книги и автографы Уайльда, фотографии и архивные материалы. Разумеется, там будут и знаменитые иллюстрации к «Саломее», а еще полторы сотни экспонатов из Музея Виктории и Альберта, галереи Тейт, Британского музея и лондонской Портретной галереи. За русскую часть выставки отвечают Третьяковская галерея, Русский музей, а также театральные музеи — имени Бахрушина и Большого театра.
Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» работает в Галерее стран Европы и Америки (ул. Волхонка, 14) Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 23 сентября до 16 ноября.