Каждое третье воскресенье месяца больше 50 музеев и галерей Москвы объявляют свободный вход для всех желающих. Vashdosug изучает весь список и выбирает самые интересные из выставок, которые можно посетить бесплатно. Для третьего воскресенья октября, 19.10.2014, мы рекомендуем четыре разных проекта — каждый достоин отдельного внимания.
Вы можете изменить этот текст
Проект, на прошлой неделе открывшийся в Новом Манеже, — о современном искусстве, дизайне и умении сочетать актуальность с вниманием к традиции. Сюда привезли работы финалистов международной Премии Джамиля. Этот конкурс организован знаменитым лондонским Музеем Виктории и Альберта и фондом Art Jameel миллиардера из Саудовской Аравии Абдула Латифа Джамиля, проходит он под патронажем великой женщины-архитектора из Ирана Захи Хадид. Яркая цветная плитка на полу оказывается выложенной из специй — и напоминает о пестрых прилавках восточных базаров. Словно бы старинные ажурные колье и браслеты — не состаренный временем металл, а недавно бывший бутылками пластик. Традиционный азербайджанский ковер вдруг меняет ритм повторявшегося веками узора на мозаику из пикселей. Воссозданные по эскизам времен Великих Моголов роскошные ткани, монохромные миниатюры — чтобы разглядеть их, к каждой прилагается лупа, «архитектурные» платья, вдохновленные Стамбулом, — прошлое оживает в настоящем, а дизайн становится искусством.
Вы можете изменить этот текст
В Музее современного искусства на Петровке показывают большую ретроспективную выставку живописца и графика Серебряного века Василия Шухаева. Шухаев известен в первую очередь как замечательный портретист, а еще — как один из главных отечественных неоклассицистов, среди буйного разнообразия художественных экспериментов начала ХХ века вопреки моде обратившихся к вечным традициям и ценностям. После Строгановки, где он учился у Коровина и Нивинского, — Петербургская Академия художеств, затем — два года стажировки в Риме, с изучением работ старых мастеров и постоянным рисованием с натуры. Его работы сангиной — Стравинский, Горький, Шаляпин — классика академического рисунка. Живописные — похожи на старинные парадные портреты, и писал он, используя восковые краски и технику работы по золоту. Кроме прославивших его портретов, на выставке показывают не самые известные работы Шухаева. Во времена эмиграции во Францию он делал иллюстрации для парижских изданий «Пиковой дамы» и «Бориса Годунова» Пушкина, оформлял спектакли театра Балиева, труппы Рубинштейн, писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Вернувшись на родину, в 1937-м был репрессирован — и работал для театра магаданского ГУЛАГа. После 10 лет ссылки — Тбилиси, профессура в Тбилисской Академии художеств, и, как в юности, — портреты, навсегда воспитанная классическая манера и старинные техники. Удивительно: тот же художник делал карикатуры на политиков и литераторов по заказу американского журнала Vanity fair — их тоже показывают на выставке.
Вы можете изменить этот текст
В Мультимедиа Арт Музее 19 декабря — не только день свободного посещения, но и последний день работы нескольких выставок. В воскресенье еще можно успеть увидеть большой проект к 100-летию начала Первой мировой, своеобразную фотолетопись фронта и тыла «Война, покончившая с миром». Вместе с ней закончит работу третья часть ретроспективы знаменитого советского фотографа, мастера репортажной съемки Аркадия Шайхета. В тот же день московские гастроли завершит один из самых интересных проектов сезона, выставка работ из собрания Филиппа Коэна «Дорогая, я переделал коллекцию!». До начала увлечения современным искусством Коэн был весьма известным в Париже хирургом-стоматологом. Собранная им коллекция прославила Коэна на весь мир. Сначала был каталог современного искусства — его врач купил в 1992 году на выставке Post Human в Луизиане. через год Коэн приобрел 5 Perfect Vehicles, пять разноцветных ваз художника-авангардиста Аллана Макколума. «Я понимал, что в живописи уже многое сказано, в ней трудно совершить прорыв. Макколум же меня привлек этим пограничным состоянием между живописью и скульптурой: он одновременно занимается и тем, и другим», — вспоминает коллекционер. За двадцать с лишним лет Коэн собрал коллекцию современного искусства, которую теперь называют образцово-показательной. В коллекции, утверждает Коэн, нет случайных произведений, все так или иначе связаны друг с другом. Выставка в МАММ — повод проверить истинность этого утверждения и найти связи и пересечения в работах Энди Уорхола, Пола Маккарти, Синди Шерман, Аннетт Мессаже и других художников.