В галерее «Роза Азора» открылась выставка, перед посещением которой рекомендуется основательно подкрепиться.
«Питание является одним из основных условий существования человека, а проблема питания — одной из основных проблем человеческой культуры», — сообщала «Книга о вкусной и здоровой пище», главное издание Советского Союза о культуре еды. Этой цитатой галереи «Роза Азора» и «Ковчег» открывают рассказ о тематической выставке, начавшей работу в пространстве на Никитском бульваре, 14. Экспозиция под названием «В своей тарелке» собрала несколько десятков работ — выполненных в разные годы (с 1920-х до 2014-го), разными художниками, в разных стилях и жанрах. Все они объединены одной темой — питания, или еды.
Вы можете изменить этот текст
Традиция изображения художественными средствами того, что подходит под определение «продукты питания», берет начало в XV–XVI веках. Тогда натюрморт как жанр живописи только зарождался; самостоятельно, как диктуют нам энциклопедии, он оформился немного позже, в XVII веке. И вот мы в веке XXI.
Перемещаясь от работы к работе в по-домашнему уютном пространстве галереи, эмоции испытываешь разные, но равнодушным оставаться сложно. Восхищают тонкостью кружевные аппликации из цветной бумаги Екатерины Раскиной (Тыква. Начало 1960-х. Бумага, аппликация резаной бумагой) и «Яблоки» Екатерины Волковой, в «мейсенской», бело-голубой, и серо-перламутровой «оловянной» тарелках.
Жанровая сценка Константина Сутягина «Томатный сок» (2008) заставляет вспомнить о том соке времен детства, наливаемом в стаканы из конусообразных резервуаров — 10 копеек без соли, 11 — с солью. В те же времена память перенесет зрителя, разглядывающего исполненные с аккуратной педантичностью акварели-миниатюры Бориса Булгакова («Томатный сок», 1950-е).
Соло «Соленого огурца» Ариадны Арендт, экспонируемого в бронзового цвета овальной рамочке, перекликается с дуэтом арбуза и отливающего бронзой же подстаканника на рисунке Валерия Гошко неподалеку. Масштабная, во всю стену одной из комнат галереи, повествовательно-гастрономическая работа Антона Тотибадзе при внимательном рассмотрении оказывается диптихом. Художник рассказывает, что начал с «Дня рождения» с мясом, розмарином, колой и чесноком, а продолжил уже «Самогонных дел мастером», черно-белым полотном, вызывающим аналогии со схемой работы соответствующего аппарата.
Будто настоящие, гроздью свисают деревянные раскрашенные «Рыбы» Сергея Горшкова. Неподалеку рассыпан деревянными же крашеными кусочками «Натюрморт с рафинадом» Наташи Арендт. «Полдень» и «Вечер. Ночь» (оба — 2013) Константина Сутягина напоминают о работающих тут, на Никитском, и неподалеку гастрономических пространствах Мити Самойлова.
Большая вышитая работа Маши Арендт «Коктебельские заметки», страница за страницей повествующая о том, как растет, цветет и аутентичным способом засаливается (не маринуется!) каперс, переносит прямиком в Крым.
Вместе с переживаниями восхищения, удивления, ностальгических воспоминаний и радости узнавания неизменным у посетителя этого художественно-гастрономического проекта остается одно чувство. Хочется есть!