Рассадник молодого и актуального искусства, выставочный зал «Фабрика» отмечает 10-летие остроумной выставкой.
Дмитрий Рязанов. Портреты нот. Каприччио в духе Кукрыниксов. Тушь, бумага. 2014. Источник: Проект Фабрика
Сегодня саунд-арт (sound art) и все его производные — самое модное направление в современном искусстве. Речь идет о звуках (и конкретно о музыке) в музее или галерее. Но только не о концертах и тому подобных камерных вечерах. Саунд-арт — это когда звук обретает видимую трехмерную форму, когда он превращается в инсталляцию.
Никита Алексеев. «Пора спешить медленно». Источник: Проект Фабрика
До последнего момента о саунд-арте у нас говорили лишь те, кто побывал на западных смотрах. Например, на Венецианской биеннале. В 2013 году главный приз там достался Тино Сегалу как раз за умение работать со звуком. Но стараниями арт-критика и куратора Сергея Хачатурова мы тоже начали приобщаться к актуальным трендам. Ради этого и стоит идти на «Фабрику» — ради эксперимента и искусства будущего.
Господин Хачатуров вместе с руководством выставочного зала предложили художникам (а заодно и зрителям) поиграть с нотами и нотными записями. То есть в буквальном смысле слова «увидеть музыку». Впрочем, реальные звуки тоже присутствуют. В итоге получилась остроумная выставка-ребус о реальных и виртуальных партитурах.
Юрий Аввакумов. Из серии La Scala. Монотипия. 1989–2005. Источник: Проект Фабрика
Вот небольшая инструкция, на что особенно стоит обратить внимание на выставке «Нотация», чтобы понять новое направление.
1. Истоки саунд-арта уходят в далекую старину. В XVII веке художники любили изображать «птичьи концерты». Поэтому на выставке вдруг возникли совы из эрмитажной картины фламандца Снейдерса. Попробуйте отыскать их в экспозиции — музыкальные совы даны в новой версии художника Егора Кошелева.
2. Музыка может навеять диаметрально противоположные образы. Песня «Калинка» у знаменитого концептуалиста Вадима Захарова превратилась в страшную колючую проволоку. Рядом — «Времена года» Вивальди у молодого фотохудожника Кирилла Логовского приобрели урбанистический и мистический ракурс.
3. Опыты по «переформатированию» нотной записи на интерактивный язык компьютера предпринял Андрей Василевский. Не бойтесь подойти к его аппарату и «сыграть» свою симфонию изображений на экране.
4. Одна из самых остроумных работ на выставке — «Портреты нот» Дмитрия Рязанова. Попробуйте без подсказки определить, какая нота скрывается за каждым персонажем в этом групповом портрете,