В Москву привезли черно-белые фотокартины титулованного мастера гламура и глянца. Альберт Уотсон — главная звезда фестиваля «Мода и стиль в фотографии».
Альберт Уотсон. Мик Джаггер. Лос-Анджелес. 1992. Источник: Albert Watson Studio / Мультимедиа Арт Музей
«Прежде чем кого-то снять, я долго изучаю и человека, и антураж. Предполагалось, что Джаггера мы снимем рядом с леопардом. Но это дико опасное животное. Вот и пришлось снять их раздельно — а потом наложить одно изображение на другое».
Это кажется странным, но звездный фотограф Альберт Уотсон действительно обожает звезд. Он не пытается спустить их на землю и разоблачить. А если и разоблачает, то обнаженная модель выглядит столь безупречно, будто покрыта воском, убирающим все неровности и изъяны. В том, что касается телесной оболочки, господин Уотсон подлинный профи — не случайно его карьерный взлет начался со службы в косметической компании Max Factor. Именно там он быстро уяснил границы жанра и законы рынка: любой снимок должен соблазнять, а все остальное — как получится.
Альберт Уотсон. Дэвид Боуи. Нью-Йорк Сити. 1996. Источник: Albert Watson Studio / Мультимедиа Арт Музей
Злопыхатели говорят, что он так и не избавился от косметических кадров (взять крупно лицо, затереть на компьютере все лишнее). Но крайне молчаливый Уотсон только ухмыляется с уверенностью человека, снявшего 250 обложек Vogue. Он начал путь «художника» в 30 с лишним и мыслит прагматично.
Альберт Уотсон. Альфред Хичкок. Лос-Анджелес. 1973. Источник: Albert Watson Studio / Мультимедиа Арт Музей
Кроме фактурности и безупречного качества, у творений Уотсона есть еще одна фирменная черта. Он мгновенно схватывает какую-то деталь внешности или характера модели, а потом превращает ее в яркий образ. По всему миру разошлись фотки с ангельским лицом Джонни Деппа и с леопардовым ликом Мика Джаггера. Из одной книги в другую кочуют легенды про его портреты Альфреда Хичкока и Стива Джобса. Первого Уотсон подкупил тем, что, будучи знаменитым фотографом и знатоком искусств, почти не видит на один глаз. Такого режиссер никак не мог ожидать — и позволил делать с собой все, что заблагорассудится. Крайне ненавидящий фотографироваться Джобс был обескуражен тем, что Уотсон не заставлял его позировать, а просто попросил подумать над будущим проектом.
Альберт Уотсон. Кейт Мосс в порванной вуали. Марракеш. 1993. Источник: Albert Watson Studio / Мультимедиа Арт Музей
Конечно, Уотсон — фигура «винтажная» и уходящая (вместе с веком голливудских звезд и супермоделей). На пятки этому черно-белому глянцу наступает более агрессивное поколение. Но у него всегда в запасе есть ответный ход — превратиться из рекламного фотографа в художника с выставками, каталогами и мастер-классами. Именно такую метаморфозу мы и будем наблюдать в Москве.
Альберт Уотсон. Джеймс Вест, штат Луизиана, исправительная колония. 1991. Источник: Albert Watson Studio / Мультимедиа Арт Музей
«По образованию я графический дизайнер; четыре года в Королевском колледже — это вам не кот чихнул. Но когда взял в руки камеру, понял, что нашел свой идеальный инструмент рисования».
Альберт Уотсон (465177)
Вы можете изменить этот текст