Живопись и графика Михаила Соколова в галерее «Ковчег». В изобразительном искусстве ХХ века не так уж много имен, одинаково ценимых собратьями по цеху и искусствоведами, зрителями-дилетантами и арт-дилерами. Фигура Михаила Ксенофонтовича Соколова (1885–1947), чью выставку при содействии Ярославского художественного музея и общества «Мемориал» подготовила московская галерея «Ковчег», – из таких. Все сошлось в экспозиции: время, судьба, искусство.

Соколов перепробовал все –импрессионизм, футуризм, кубизм. Участвовал в выставках «Мира искусства» в Петербурге и Москве. В 1918 году живописец вернулся в родной Ярославль и принял участие в организации Государственных свободных художественных мастерских. В 1923-м вновь оказался в столице – преподавателем мастерской ИЗО Пролеткульта.

В наследии Соколова сотни графических работ к произведениям Шекспира, Вольтера, Диккенса и других авторов. Он предпочитал работать циклами: «Прекрасные дамы», «Цирк», «Французская революция». Особую славу художнику принесли графические миниатюры, выполненные в сталинских лагерях: в отсутствие художественных материалов произведения из цикла «Тайга» создавались всеми возможными способами.

Снова под рукой мастера возникали женские образы, гарцующие лошади, рыцари и персонажи времен Французской революции… Из лагеря Соколова выпустили в 1943 году. Ему оставалось жить только четыре года.

«Михаил Ксенофонтович Соколов». Галерея «Ковчег». «Тимирязевская». Ул. Немчинова, 12. 977-00-44. 24 декабря – 31 января 2004 г.