Однако царь новшество одобрил, и среди художников тут же нашлись подражатели. Начали, правда, осторожно – с портретов высшего духовенства. Тут упреков в ереси можно было не опасаться: еще Дионисий рисовал патриархов, и ничего ему за это не было. Более того, группа иностранных живописцев чуть раньше написала патриарха Никона с клиром – и картину эту долго расхваливали на разные голоса. А созданный русским мастером портрет Ивана Грозного тут же увезли в Данию в королевскую сокровищницу.
Неудивительно, что в конце 1670-го наконец-то появились настоящие парадные портреты: царь Алексей Михайлович «в большом наряде» и царица Марфа Матвеевна (с веером). Перечисленные работы представлены в экспозиции. На этой выставке более 100 парсун, собранных по всей Европе, – практически все, что сохранилось до нашего времени. И почти все, что вообще было создано. Эпоха парсуны продлилась лишь несколько десятилетий. Однако многие исследователи считают, что вместе с ней закончилось самобытное русское искусство.