В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылся масштабный проект «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией». Редкий пример того, как эффектно наш музей препарировал одно из важных направлений в искусстве ХХ века.
С.Н. Базилев. Тир ДОСААФ. 1983. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Зачем идти?
Узнать, что такое фотореализм. Живописное направление, которое на наших афишах названо «гиперреализм», появилось в начале 1970-х годов в Америке (главный адепт — Чак Коулз). Но там его более конкретно называли фотореализмом. После перформансов и поп-арта произошло возвращение к холсту и маслу. Наши художники, воспитанные на реализме, в 1980-х сами доходили до понимания фотореализма. Они пытались сделать картину более современной, странной, парадоксальной.
П.Ю. Грюшис. Лицо. 1986. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Увидеть, как фотография превращается в картину. До этого художники часто скрывали, что пишут картины по снимкам (хотя было известно, что даже Дега своих балерин рисовал по фотографиям). Теперь же (в 1970–80-е) это было возведено в принцип. И картина должна быть такой, чтобы дух захватывало от реалистичности и глянцевости. Тогда происходило «удвоение реальности» — вещи и люди превращались в сновидение.
С.И. Овсепян. На фотовыставке. 1980. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Оценить немыслимый мультфильм 1970-х. Совершенно уникальный случай, по версии создателей выставки. В 1977 году Анатолий Петров снял анимационный фильм по фантастическому рассказу Гансовского о «супертанке». В качестве «актеров» художник взял фотоизображения мировых звезд (от Жана Габена до Ринго Старра) и обратился к технике «эклера» (раскрашивания документальных кадров). Эффект ошеломляющий.
С.А. Гета. Автопортрет на фоне картины. 1984. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Поразиться живописной виртуозности. Живопись Алексея Тегина, Сергея Шерстюка, Сергея Базилева хочется трогать руками — настолько она фактурная. Словно у Вермеера, выписаны каждый волосок и складка. После этого никак не скажешь, что современные художники не умеют рисовать.
А.В. Волков. На пограничном корабле. 1977. Источник: Государственная Третьяковская галерея
Открыть забытых художников. Русский фотореализм довольно быстро сошел на нет. Его сменили концептуалисты и другие перестроечные скандальные художники. Но те холсты, которые сейчас достали из запасников бывшего Союза художников и Третьяковки, — это возрождение отличных мастеров от Эдуарда Гороховского до Сергея Геты. Стоит увидеть.
С.А. Шерстюк. Отец и я. 1984. Источник: Государственная Третьяковская галерея