Обычно проекты в залах постоянной экспозиции не слишком привлекают внимание зрителей, но в этот раз все может быть иначе. Организаторы не ограничились извлечением дополнительных картин из запасников. Обещано и мультимедийное сопровождение – виртуальная выставка 150 работ художника, а также лекции, экскурсии для детей и взрослых и интерактивные занятия.
Если все получится как задумано, скоро по Садовому кольцу будет ходить троллейбус маршрута «Б», декорированный по мотивам «Купания красного коня». Для его пассжаиров 8 февраля состоится экскурсия «Художественная жизнь Садового кольца в ХХ веке», причем цена билета будет равна обычной стоимости проезда.
Художник родился в Саратовской губернии, в небольшом городке Хвалынск. Пару лет проучился рисованию в Самаре, а в 1895-м оказался в Петербурге, в училище барона Штиглица. Терпения и усидчивости снова хватило на два года: осенью 97-го Петров-Водкин перебрался в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его педагогов стал Валентин Серов, соучениками – Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Петр Уткин.
Увлечение искусством Серова и Врубеля, литературными произведениями Мориса Метерлинка сказалось на творчестве молодых живописцев, поначалу обратившихся к символизму. Поездки в Мюнхен, Лондон и Париж (бывшие в ту пору не самым сложным делом) открыли возможности знакомства с европейской художественной культурой. И все же Петров-Водкин – очень российский художник. Он создатель особой «сферической перспективы»; его неповторимый стиль, сложившийся к началу 1910-х, вобрал опыт старых итальянских живописцев, французское искусство нового времени и традиции древнерусской иконописи.
О скрытой символике «Купания красного коня» написаны и опубликованы десятки страниц: в картине видели и предвестие революции и Первой мировой войны, и тему гармонии человека с природой. Найти свое понимание знаменитого произведения зрители могли и раньше, но теперь Третьяковка дает новый повод к размышлению.