Вместо того чтобы писать лозунги и рисовать портреты вождей, Свешников оказался на общих работах. Возвращаясь в барак после 12-часового рабочего дня, Борис рисовал. Может быть, лишь благодаря этому он продержался на лесоповале достаточно долго – почти два года. К счастью, нашлись друзья со знакомствами в Ухтижемлаге, и из лагерной больницы Борис вышел в качестве… ночного сторожа деревообрабатывающего завода. В своей каморке по ночам он снова начал рисовать. «Это было абсолютно свободное творчество, – вспоминал он потом. – Я получал свою пайку хлеба и писал то, что хотел».
Что же хотел сказать художник? Андрей Синявский, попавший в лагеря через 12 лет после того, как Борис Свешников вышел на волю, дал этим рисункам определение «Белый эпос» и написал о них так: «У рисунков Свешникова обратимый смысл. Кто не знает, что это лагерь, так и не догадается. Пусть так и будет. Знающий, присмотревшись, различит кое-где частокол, помойки, бараки, тюрьму. Это не зарисовки с натуры, а сновидения вечности, скользящие по стеклу природы или истории».
Галерея «Fine art». «Маяковская». Б. Садовая ул., 3, корп. 10. 251-76-49. 28 января – 25 февраля