Сначала были митинги и демонстрации, затем заседания и съезды. Ораторы на трибунах со стаканами и графинами, бесконечные, кажется, выступления – все это оставило след в творчестве десятков замечательных мастеров, прямо-таки изнывавших в условиях многочасовых «сидений». В десятках семейных архивов и частных собраний кураторы галереи обнаруживали свидетельства бездарно проходивших часов. Портретные зарисовки в альбомах, жанровые композиции, фрагменты казенных интерьеров…
Среди экспонатов наброски, сделанные на заседании Совета Академии художеств в 1900 году, и молебен в Липецке, увиденный Ниной Симонович-Ефимовой в начале прошлого века; Маяковский, ведущий пропагандистскую работу среди булочников, и анонимные портретные зарисовки с Первого съезда советских писателей; голосование за исключение кулака из колхоза и коллективное снятие чадры в акварелях Александра Тышлера; будни пионерского колхоза «Гигант», запечатленные Николаем Чернышевым, и фотографии выступления обвиняемого завмага Петрова на суде общественности из Музея общества «Мемориал».
Множество раритетов показано впервые – как, например, шаржи и рисунки, сделанные на заседаниях советского руководства 1920–1930-х годов очень неплохо рисовавшим Николаем Бухариным. К таким «почеркушкам» питал слабость Клим Ворошилов и со временем – особенно после начавшихся арестов – собрал коллекцию более чем в пятьсот экземп-ляров. «Кремлевские» рисунки предоставил для показа Российский государственный архив социально-политической истории.
Другие экспонаты нашлись в Третьяковке, Бахрушинском театральном музее, Музее Маяковского и Музее Востока. Кроме того, произведения доставлены из художественных коллекций Нижнего Тагила и Вологды. Среди авторов десятки имен; самые известные – Александр Осмеркин, Николай Купреянов, Кузьма Петров-Водкин, Владимир Фаворский.
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ «Слушали – постановили». Галерея «Ковчег». «Тимирязевская». Ул. Немчинова, 12. 977-00-44. 11 февраля – 28 марта