Выставка, посвященная юбилею «Золотой Маски», – театр в малых дозах, аромат пыльных кулис в тщательно выверенных пропорциях. Любопытно и без побочных эффектов.
Золотая Маска» появилась в не самое благополучное для культуры время. 10 лет назад большинство потенциальных меценатов искренне предполагали, что важнейшим из сценических искусств является стриптиз. .

Однако временам свойственно меняться, и людям ничего не остается, как изменяться вместе с ними. Театры полны, ложи блещут, народ тянется к прекрасному. «Золотая Маска» триумфально стартовала в 10-й раз. Но сегодня показом лучших постановок дело не ограничится. Фестивальную программу дополняет удивительная выставка, открывающая почтенной публике тайную жизнь театра.

Искусство вообще – сильнодействующий наркотик. И аромат пыльных кулис – самая опасная его разновидность. В большинстве случаев тяжелые формы зависимости появляются уже после первого употребления. И напрасно мастера сцены всех времен и народов в один голос предупреждают обывателей: «Если вы можете обходиться без театра, держитесь от него подальше». «Театр – это храм. Храм-храм – и нет человека», – поддерживают их не столь именитые коллеги.

«Работать в театре – это хуже, чем в тюрьме сидеть», – признался мне как-то знакомый, проработавший рабочим сцены в одном весьма популярном столичном очаге сценической культуры. Но народ разумных слов не слушает. Странно, но аплодисменты, цветы и поклонники серьезной мотивацией не являются. Подумаешь! «Их вызывали 15 раз. Пока они не поняли, что над ними издеваются», – сценический фольклор с легкой руки Фаины Раневской не выходит из моды уже полвека.

Но стоит человеку с улицы хоть раз попасть в прокуренные коридорчики – и все, окончательно пропал товарищ. Не примой, так в кордебалет, не режиссером, так пожарным, не солисткой, так в билетерши, не сценографом, так хоть афишки малевать… Именно на несбывшихся надеждах стоит театр. Мировыми знаменитостями становятся единицы, но и для них многое так и осталось несбыточной мечтой. Неслучайно один из разделов юбилейной выставки посвящен нереализованным мечтам великих и знаменитых. Но это не более чем лирическое отступление – в целом получилась весьма оптимистическая картина.

Куратор проекта, посвященного труженикам театра, потомственный сценограф Александр Боровский придумал до гениальности простую идею оформления экспозиции. Все, что можно приклеить или повесить (афиши, фотографии, мелкие детали сценических костюмов и избранную бутафорию), закреплено на листах фанеры 1,5х1,5 м – именно из таких делаются театральные декорации. Внутри закутков, образованных этими вертикальными перегородками, располагаются обособленные разделы выставки.

Известно, что театр начинается с билета, вешалки и буфета. Прямо в выставочном зале можно будет приобщиться к первой и третьей составляющим. То есть купить билеты на любой спектакль и посетить натуральный театральный буфет: шампанское, бутерброды с колбасой и талантливо срежиссированная очередь. Но не стоит задерживаться в фойе, когда впереди ждет целое море сюрпризов: настоящая гримерка (гримеры работают с посетителями, предлагая создать им некий образ); костюмерная (журнал «Vogue» представляет костюмы Игоря Чапурина для спектакля Олега Меньшикова «Горе от ума»...

...Костюмы Живанши для балета «Жизель» (ГАБТ); балетный класс и мастера компании «Grishko» (занятия с педагогами и все об изготовлении пуантов); мастер-класс театрального художника Олега Шейнциса, автора приза «Золотая Маска», и репетиции знаменитых режиссеров (аудио- и видеозаписи). Также вы узнаете секреты мастеров-кукольников, тайны звуковой лаборатории МХАТ им. А. Чехова, заглянете на представление Лиликанского театра и в мастерскую Михаила Шемякина, ознакомитесь с планом реконструкции Мариинки и увидите групповую фотографию звезд современного театра.

ДАРЬЯ КРЫМОВА «Новый Манеж». «Охотный Ряд», «Театральная». Георгиевский пер., 3. 292-82-92. 18–28 февраля