Выставку коллекционных «мерседесов» и «ягуаров» сложно назвать некоммерческим проектом. Обыкновенная запасная часть к такой машине стоит дороже, чем любое произведение из топ-листа нынешнего салона. Тем не менее спешим сообщить, что в отдельном павильоне, смонтированном перед входом в ЦДХ специально для этого проекта, будут экспонироваться 15 шедевров мировой автоиндустрии. Затея довольно смелая не только с точки зрения обеспечения безопасности. Что бы ни утверждали подготовившие эту выставку представители бюро «Chromov Collection», пока далеко не все посетители Антикварного салона способны коллекционировать машины, оцениваемые в несколько миллионов евро.
Наши соотечественники пока предпочитают возиться с чудом уцелевшими «ветеранами», отреставрированными местными умельцами кулибинского толка. Однако с позиций здравого смысла подобное коллекционирование – хобби для миллионеров-мазохистов. Глупо покупать машину за рубль, а после вкладывать в ее ремонт еще пять. Какой бы редкой ни была такая находка, если ее состояние далеко от идеала, то инвестиционной ценности она не представляет. А профессиональная реставрация коллекционного классического автомобиля под силу только настоящему мастеру. Таких всего несколько человек, и их время расписано до минуты на несколько лет вперед. Зато результаты их работы никого не оставляют равнодушными.
Мнение экспертаПредседатель Клуба коллекционеров русского искусства, директор галереи «Новый Эрмитаж», искусствовед Валерий Александрович Дудаков:
О продавцахЕсть галереи, участвующие в салоне, и есть галереи, которые занимаются совсем другим. Это не оппозиция, просто у них иные задачи и интересы. Но коллекционное качество предметов мало зависит от того, в какой галерее они находятся. Все зависит от широты взглядов владельцев и квалификации сотрудников. Например, в «Антиквариате на Софийской» или в «Элизиуме» работают профессионалы. Удачное приобретение можно сделать в галерее «Мир искусства», в «Антиквариате на Бронной» или в «Гелосе».
О ценах и качествеЧто касается живописи, тут налицо неумная ценовая политика и недостоверная сертификация. Цены на живопись, скульптуру и графику совершенно безумные. Тот, кто не пропускает ни одного салона, может заметить, как одни и те же картины просто переходят из одного салона в другой и при этом цена только повышается. Это просто не совсем продуманная рекламная акция: люди считают, что хорошо иметь на своем стенде Репина, Айвазовского или Поленова. И почему-то не понимают, что вещь, которая уже несколько лет кочует из салона в салон, из галереи в галерею, сейчас может только испортить репутацию антиквара.
Подлинность предметов – второй по важности вопрос. Сегодня мы наблюдаем отсутствие жесткой политики экспертного совета и как следствие – недостоверность большинства произведений. На многие предметы нет никаких сертификатов, а те сертификаты, которые все-таки есть, стоит подвергать сомнению. С прикладным искусством все обстоит более или менее благополучно хотя бы потому, что его гораздо больше. Что касается произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства, то, безусловно, на салоне можно найти достойные предметы.
О модеИз декоративно-прикладного искусства сейчас в моде ар деко. Люди, интересующиеся живописью, как правило, обращаются к умеренно традиционным ценностям. Полотна Шишкина, Репина и Айвазовского как покупали, так и будут покупать. Но некоторые тенденции можно проследить и здесь: особо популярными пока остаются работы художников «Мира искусства», «Бубнового валета» и «Голубой розы». До авангарда и «шестидесятников» наша мода еще не доросла.
О перспективахСледите за новыми экспозициями. Галерейно-выставочная политика ориентирована на включение определенных вещей в мировую систему ценностей. Она не всегда идет в ногу со временем, как правило, опережая процесс. Следствием удачной экспозиционной работы является повышение материальной ценности. С точки зрения перспективы, сейчас достаточно выгодно заниматься нонконформистами.
Товар еще можно найти в тех источниках, которые находятся вне рыночной конъюнктуры. Это наследники, случайные владельцы, бывшие жены, любовницы, которые законов рынка не знают и знать не хотят. Их никто не обманывает, эти вещи им достались даром, и они охотно расстаются с ними. Речь не идет о самых знаменитых мастерах.
Кабаков за $ 200 000 – это цена даже не послезавтрашнего дня и, скорее всего, нереальная. Но есть и другие, не менее значимые художники. Вейсберг, Краснопевцев, Кропивницкий, Харитонов, Рабин – цена их работ доходит до $ 50 000, и это вполне нормально. Кроме того, есть целый ряд имен, которые еще не «вошли в обойму»: Беленок, Ситников, Свешников. Цены на их работы сейчас низкие, так что это очень перспективные художники. Даже Зверев, художник, безусловно, очень интересный, сейчас редко продается дороже $ 8000–10 000.
Девушка с канделябромЧего только нет в Останкинском дворце! Мраморная скульптура, резная золоченая мебель, китайский и западноевропейский фарфор, лучшая французская бронза. Плохо только, что о сокровищах, хранимых в этом музее, никто, кроме собственно музейных работников, не догадывается – посетителей в Останкино пускают только летом и только в сухую погоду. Особенно обидно за люстры, торшеры, бра, фонари, канделябры и жирандоли (настольные люстры).
Даже в те времена, когда было с чем сравнивать, дворцовое освещение производило ошеломляющее впечатление. Старик Державин, например, утверждал, что по сравнению с сияющими залами шереметевской резиденции меркнет великолепие замков Шехерезады. «Сравнитесь ли вы с сим храмом, унизанным звездами?», – вопрошал поэт. Молчали замки Шехерезады, не давали ответа…
С удовольствием сообщаем, что исследования последних лет полностью подтвердили сомнения знаменитого поэта. Доказательства величия и несравненной роскоши осветительных приборов из Останкина собраны в увесистый, великолепно иллюстрированный фолиант. Особо интересные предметы стали основой экспозиции, подготовленной музеем-усадьбой «Останкино». Кроме того, вы сможете увидеть фонари и люстры из частных собраний и из коллекции галереи «Три века» – спонсора этого проекта.
Нас не догонят!Вот уже второй год бойкая торговля стариной идет по всему ЦДХ. Места для размещения некоммерческих проектов практически не осталось. В по-следний момент выяснилось, что будет занят даже самый дальний зал на верх-нем этаже – под кафе. Валентин Горлов, директор художественного фонда «Новая галерея», считает, что так даже лучше: вольно или невольно подготовленный им проект «Спорт в живописи 1930–40-х годов ХХ века» увидят большинство посетителей салона. И они не пожалеют – фонд располагает первоклассными образцами советского искусства. Кроме того, к благому делу популяризации спортивной темы в советском искусстве были привлечены фонды отдела выставок Министерства культуры РФ.
В результате кафе украсит богатейшая коллекция: при советской власти теме спорта уделялось большое внимание. Кстати, в экспозицию включены не только портреты крепких духом и сильных телом товарищей, но и прелестные изображения гимнасток в облегающих трико – скромная эротика в официальном искусстве Советского Союза.
Валентин Горлов без ложной скромности сравнивает себя с Георгием Костаки. Он тоже заново открывает имена незаслуженно забытых, но оттого не менее замечательных отечественных художников. Правда, не авангардистов 1920–30-х годов, а наследников русской реалистической школы, работавших в 30–50-е. Сколько имен осталось от той эпохи? Герасимов, Пластов и Лактионов – не подглядывая в справочник, больше не вспомнишь. А ведь живопись «соцреализма» – «пирог многослойный». К тому же весьма калорийный: роскошный сталинский ампир, от которого граждане с ограниченным кругозором брезгливо отворачиваются, – на самом деле уникальное явление в мировой изобразительной культуре.
Если до войны шедевры тоталитарного искусства создавались сразу в трех странах – Германии, СССР и Италии, то после 1945 года «красные» академики остались в гордом одиночестве. Так что пока юные супруги состоятельных господ скупают второсортный ар деко (первый класс давно скупили западные коллекционеры), понимающие граждане вкладывают деньги в Бориса Владимирского, Владимира Гремитского, Николая Терпсихорова, Василия Иванова, Анатолия Талалаева и прочих «подшефных» «Новой галереи».
Оксана Ярмольник Я посещаю антикварные салоны, но давно ничего не покупаю. Мне как художнику интересно посмотреть, чем наполнен рынок старины.В последнее время меня больше всего удивляют абсолютно непонятные цены, взятые с потолка: известно, что шедевров на салонах практически не бывает, а тот антикварный ширпотреб, который там продается, таких денег не стоит. Еще меня поражает невероятное количество подделок. Например, количество работ Фаберже на антикварных салонах вызывает такое ощущение, что мастер жив и активно продолжает трудиться.
Больше, чем любовьНакануне 8 Марта мужчины сходят с ума. Что только ни дарят женщинам: миллион алых роз, звездное небо, руку и сердце… Какая глупость! Не нужна барышням романтика, им надежность подавай. Так что умные люди отправляются на Антикварный салон и покупают старинные бриллианты. Впрочем, фарфоровые безделушки, бисерные сумочки, коллекционные шляпки и дореволюционные плюшевые мишки – тоже хорошее вложение денег. Потому что дешевеют они всего один разв год – в последний день работы салона.