200 галерей, тысячи предметов старины, добрую половину которых встречаешь как старых знакомых. Год за годом на Антикварном салоне меняется только одно – некоммерческие проекты. О них и речь.

Все-таки роскошь

Выставку коллекционных «мерседесов» и «ягуаров» сложно назвать некоммерческим проектом. Обыкновенная запасная часть к такой машине стоит дороже, чем любое произведение из топ-листа нынешнего салона. Тем не менее спешим сообщить, что в отдельном павильоне, смонтированном перед входом в ЦДХ специально для этого проекта, будут экспонироваться 15 шедевров мировой автоиндустрии. Затея довольно смелая не только с точки зрения обеспечения безопасности. Что бы ни утверждали подготовившие эту выставку представители бюро «Chromov Collection», пока далеко не все посетители Антикварного салона способны коллекционировать машины, оцениваемые в несколько миллионов евро.

Наши соотечественники пока предпочитают возиться с чудом уцелевшими «ветеранами», отреставрированными местными умельцами кулибинского толка. Однако с позиций здравого смысла подобное коллекционирование – хобби для миллионеров-мазохистов. Глупо покупать машину за рубль, а после вкладывать в ее ремонт еще пять. Какой бы редкой ни была такая находка, если ее состояние далеко от идеала, то инвестиционной ценности она не представляет. А профессиональная реставрация коллекционного классического автомобиля под силу только настоящему мастеру. Таких всего несколько человек, и их время расписано до минуты на несколько лет вперед. Зато результаты их работы никого не оставляют равнодушными.

Мнение эксперта

Председатель Клуба коллекционеров русского искусства, директор галереи «Новый Эрмитаж», искусствовед Валерий Александрович Дудаков:

О продавцах

Есть галереи, участвующие в салоне, и есть галереи, которые занимаются совсем другим. Это не оппозиция, просто у них иные задачи и интересы. Но коллекционное качество предметов мало зависит от того, в какой галерее они находятся. Все зависит от широты взглядов владельцев и квалификации сотрудников. Например, в «Антиквариате на Софийской» или в «Элизиуме» работают профессионалы. Удачное приобретение можно сделать в галерее «Мир искусства», в «Антиквариате на Бронной» или в «Гелосе».

О ценах и качестве

Что касается живописи, тут налицо неумная ценовая политика и недостоверная сертификация. Цены на живопись, скульптуру и графику совершенно безумные. Тот, кто не пропускает ни одного салона, может заметить, как одни и те же картины просто переходят из одного салона в другой и при этом цена только повышается. Это просто не совсем продуманная рекламная акция: люди считают, что хорошо иметь на своем стенде Репина, Айвазовского или Поленова. И почему-то не понимают, что вещь, которая уже несколько лет кочует из салона в салон, из галереи в галерею, сейчас может только испортить репутацию антиквара.

Подлинность предметов – второй по важности вопрос. Сегодня мы наблюдаем отсутствие жесткой политики экспертного совета и как следствие – недостоверность большинства произведений. На многие предметы нет никаких сертификатов, а те сертификаты, которые все-таки есть, стоит подвергать сомнению. С прикладным искусством все обстоит более или менее благополучно хотя бы потому, что его гораздо больше. Что касается произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства, то, безусловно, на салоне можно найти достойные предметы.

О моде

Из декоративно-прикладного искусства сейчас в моде ар деко. Люди, интересующиеся живописью, как правило, обращаются к умеренно традиционным ценностям. Полотна Шишкина, Репина и Айвазовского как покупали, так и будут покупать. Но некоторые тенденции можно проследить и здесь: особо популярными пока остаются работы художников «Мира искусства», «Бубнового валета» и «Голубой розы». До авангарда и «шестидесятников» наша мода еще не доросла.

О перспективах

Следите за новыми экспозициями. Галерейно-выставочная политика ориентирована на включение определенных вещей в мировую систему ценностей. Она не всегда идет в ногу со временем, как правило, опережая процесс. Следствием удачной экспозиционной работы является повышение материальной ценности. С точки зрения перспективы, сейчас достаточно выгодно заниматься нонконформистами.

Товар еще можно найти в тех источниках, которые находятся вне рыночной конъюнктуры. Это наследники, случайные владельцы, бывшие жены, любовницы, которые законов рынка не знают и знать не хотят. Их никто не обманывает, эти вещи им достались даром, и они охотно расстаются с ними. Речь не идет о самых знаменитых мастерах.

Кабаков за $ 200 000 – это цена даже не послезавтрашнего дня и, скорее всего, нереальная. Но есть и другие, не менее значимые художники. Вейсберг, Краснопевцев, Кропивницкий, Харитонов, Рабин – цена их работ доходит до $ 50 000, и это вполне нормально. Кроме того, есть целый ряд имен, которые еще не «вошли в обойму»: Беленок, Ситников, Свешников. Цены на их работы сейчас низкие, так что это очень перспективные художники. Даже Зверев, художник, безусловно, очень интересный, сейчас редко продается дороже $ 8000–10 000.

Девушка с канделябром

Чего только нет в Останкинском дворце! Мраморная скульптура, резная золоченая мебель, китайский и западноевропейский фарфор, лучшая французская бронза. Плохо только, что о сокровищах, хранимых в этом музее, никто, кроме собственно музейных работников, не догадывается – посетителей в Останкино пускают только летом и только в сухую погоду. Особенно обидно за люстры, торшеры, бра, фонари, канделябры и жирандоли (настольные люстры).

Даже в те времена, когда было с чем сравнивать, дворцовое освещение производило ошеломляющее впечатление. Старик Державин, например, утверждал, что по сравнению с сияющими залами шереметевской резиденции меркнет великолепие замков Шехерезады. «Сравнитесь ли вы с сим храмом, унизанным звездами?», – вопрошал поэт. Молчали замки Шехерезады, не давали ответа…

С удовольствием сообщаем, что исследования последних лет полностью подтвердили сомнения знаменитого поэта. Доказательства величия и несравненной роскоши осветительных приборов из Останкина собраны в увесистый, великолепно иллюстрированный фолиант. Особо интересные предметы стали основой экспозиции, подготовленной музеем-усадьбой «Останкино». Кроме того, вы сможете увидеть фонари и люстры из частных собраний и из коллекции галереи «Три века» – спонсора этого проекта.

Нас не догонят!

Вот уже второй год бойкая торговля стариной идет по всему ЦДХ. Места для размещения некоммерческих проектов практически не осталось. В по-следний момент выяснилось, что будет занят даже самый дальний зал на верх-нем этаже – под кафе. Валентин Горлов, директор художественного фонда «Новая галерея», считает, что так даже лучше: вольно или невольно подготовленный им проект «Спорт в живописи 1930–40-х годов ХХ века» увидят большинство посетителей салона. И они не пожалеют – фонд располагает первоклассными образцами советского искусства. Кроме того, к благому делу популяризации спортивной темы в советском искусстве были привлечены фонды отдела выставок Министерства культуры РФ.

В результате кафе украсит богатейшая коллекция: при советской власти теме спорта уделялось большое внимание. Кстати, в экспозицию включены не только портреты крепких духом и сильных телом товарищей, но и прелестные изображения гимнасток в облегающих трико – скромная эротика в официальном искусстве Советского Союза.

Валентин Горлов без ложной скромности сравнивает себя с Георгием Костаки. Он тоже заново открывает имена незаслуженно забытых, но оттого не менее замечательных отечественных художников. Правда, не авангардистов 1920–30-х годов, а наследников русской реалистической школы, работавших в 30–50-е. Сколько имен осталось от той эпохи? Герасимов, Пластов и Лактионов – не подглядывая в справочник, больше не вспомнишь. А ведь живопись «соцреализма» – «пирог многослойный». К тому же весьма калорийный: роскошный сталинский ампир, от которого граждане с ограниченным кругозором брезгливо отворачиваются, – на самом деле уникальное явление в мировой изобразительной культуре.

Если до войны шедевры тоталитарного искусства создавались сразу в трех странах – Германии, СССР и Италии, то после 1945 года «красные» академики остались в гордом одиночестве. Так что пока юные супруги состоятельных господ скупают второсортный ар деко (первый класс давно скупили западные коллекционеры), понимающие граждане вкладывают деньги в Бориса Владимирского, Владимира Гремитского, Николая Терпсихорова, Василия Иванова, Анатолия Талалаева и прочих «подшефных» «Новой галереи».

Оксана Ярмольник Я посещаю антикварные салоны, но давно ничего не покупаю. Мне как художнику интересно посмотреть, чем наполнен рынок старины.

В последнее время меня больше всего удивляют абсолютно непонятные цены, взятые с потолка: известно, что шедевров на салонах практически не бывает, а тот антикварный ширпотреб, который там продается, таких денег не стоит. Еще меня поражает невероятное количество подделок. Например, количество работ Фаберже на антикварных салонах вызывает такое ощущение, что мастер жив и активно продолжает трудиться.

Больше, чем любовь

Накануне 8 Марта мужчины сходят с ума. Что только ни дарят женщинам: миллион алых роз, звездное небо, руку и сердце… Какая глупость! Не нужна барышням романтика, им надежность подавай. Так что умные люди отправляются на Антикварный салон и покупают старинные бриллианты. Впрочем, фарфоровые безделушки, бисерные сумочки, коллекционные шляпки и дореволюционные плюшевые мишки – тоже хорошее вложение денег. Потому что дешевеют они всего один разв год – в последний день работы салона.