Третьяковская галерея представляет проект «Встреча через 100 лет. Огюст Роден (1840–1917). Анна Голубкина (1864–1927). Камилла Клодель (1864–1943)»
Первая встреча Голубкиной и Родена состоялась на исходе XIX века в Париже, куда Анна на время перебралась из России. Уроженка Зарайска с 1895 года посещала студию Филиппа Коларосси, впоследствии работала в собственной мастерской, регулярно прибегая к советам Родена. Через четыре года ее «Старость» и две другие работы удостоились бронзовой медали от Академии литературы и искусства Прованса. Нынешняя музейная экспозиция рассказывает о том, как уроки великого Родена своеобразно преломились в позднем творчестве вернувшейся в Россию художницы. В частности, большой интерес представляют ее деревянные скульптуры.
Работы самого Родена прибыли в Третьяковку из парижского музея художника, музея «Орсэ», а также из швейцарского Фонда Питера Джанадда. В центре экспозиции имеющий многочисленные повторения в разных размерах и материалах «Поцелуй» (1896). В творчестве всех участников доминирует скульптурный портрет, но жанровых и аллегорических композиций тоже немало. Сотрудники ГТГ говорят, что не припомнят столь фундаментальной выставки зарубежной скульптуры, проходившей в стенах их музея.
Здесь есть и третий участник. Это Камилла Клодель – еще одна воспитанница маэстро, безнадежно влюбленная в своего учителя. «Становление ее таланта шло одновременно с развитием пылких отношений с Роденом», – рассказывают устроители нынешней экспозиции. Стоит добавить, что разрыв женатого педагога и незамужней ученицы пришелся на 1897 год – время, когда Голубкина впервые переступила порог мастерской автора знаменитого «Поцелуя». «Встреча через 100 лет».