В Музее современной истории России – очередная выставка графики из собрания Рихарда Майера. Тема – Пикассо. Художники – от Миро до Уорхола. Эти картины – подарок Великому испанцу от поклонников и последователей. Создать по работе, которая выразит все те сложные чувства, что испытывает художник к своему более успешному и талантливому коллеге, и вручить 90-летнему патриарху кубизма – таков был замысел современников мастера. Юбилей прошел, а желающих влиться в хор поздравляющих меньше не стало. К европейским художникам присоединились американцы и японцы. Проект, в котором приняли участие 69 человек, был закончен в 1975 году, через два года после смерти «неистового Пабло».
Выставка объехала всю Европу и через 30 лет добралась до России, когда немецкий коллекционер современного искусства герр Майер привез наконец в Москву 111 графических работ из своего собрания. Экспозиция порадует не только «пикассистов», но и «фанатов» знаменитого каталонского сюрреалиста Миро, скандально известного поп-артовца Энди Уорхола, гордости японского современного искусства Сугая. Все эти художники ценны не только как «поклонники Пикассо», но и сами по себе.
Так же и их графические работы – они обладают вполне самостоятельной ценностью. В частности, потому, что большинство художников отнюдь не специализировались в графике. Несмотря на сей факт, их картоны и гравюры, «цветовые структуры» и оптические иллюзии отличаются технической и фигуральной изобретательностью и виртуозностью. Это в равной мере относится и к цветной литографии Гришабера, и к акватинте Матты, и к офорту Шумахера, и к литографиям Дайна, Лама, Бейса, и к графическим экспериментам Стеллы и Васарелли.
Естественно, поклоняясь своему кумиру, художники не изменяли собственному стилю. Тем интереснее метаморфозы этого стиля под влиянием образов Пикассо (равно как, кстати, и обратный процесс). Великий Миро допускает в свои работы лишь легкий флер творчества знаменитого коллеги, а Тапьес почти подражает ему. Чешский фотограф Колар трансформирует картины Пикассо на фотобумаге, а известный поп-арт-график Рой Лихтенштейн «репродуцирует» Пикассо своими фирменными квазиполиграфическими средствами. Гуттузо, представитель «левого крыла» итальянского искусства, копирует фрагменты антифашистской графики Пикассо.
«Поклонение Пикассо». Музей современной истории России. «Тверская», «Пушкинская». Тверская ул., 21. 299-54-58. До 13 июня