Тут надо пояснить, что представленные в экспозиции рисунки вовсе не ограничиваются «производственными» киносюжетами. Например, одна из графических серий представляет вольное переложение «Виндзорских проказниц», а другие рисунки – и вовсе откровенная эротика. Графические работы Эйзенштейна сегодня хранятся в нескольких собраниях. Одна из первых их выставок состоялась в Москве в 1956 году; в 1989-м несколько листов были выставлены на аукцион Sotheby’s. В одном из интервью Наумова вспоминала о вре-менах съемок «Ивана Грозного»: «Пожалуй, в группе не было человека, кто в своих архивах не сохранил хотя бы один его рисунок. Сергей Михайлович настолько был творчески заряжен и щедр, что находился постоянно в состоянии рисования. Рисовал на чем попало и чем попало».
Внимание, мотор!
Рисунки Эйзенштейна экспонировались не раз.
Однако не все: фривольные картинки из собрания Лидии Наумовой будут показаны впервые. Нынешняя выставка в галерее «Ковчег» – одно из документальных свидетельств интереса Эйзенштейна к работе карандашом.
Рисунки Эйзенштейна экспонировались не раз.
Однако не все: фривольные картинки из собрания Лидии Наумовой будут показаны впервые. Нынешняя выставка в галерее «Ковчег» – одно из документальных свидетельств интереса Эйзенштейна к работе карандашом. 92 рисунка сохранила Лидия Наумова – художник по костюмам фильма «Иван Грозный». Съемки шли в огромном павильоне, сооруженном из заброшенного циркового шатра. Уставали, но «дорогого Сергея Михайловича никогда не покидал его искрометный юмор, – вспоминала позднее Наумова. – Стоит только посмотреть на его рисунки-«фривольности», и становится понятной его яркая натура, острый, яркий, ироничный взгляд на события и людей».