Новодевичий монастырь открыл свою постоянную экспозицию «Обитель пресветлая и дивно украшенная». Отныне Новодевичий – не только уникальный архитектурный памятник, единственный полноценный музей-монастырь в Москве, но и сокровищница древнерусского искусства, сравнимая с Третьяковской галереей.

«Теперь они пошли к царице в келью. /Туда вошли Борис и патриарх /С толпой бояр». Вслед за пушкинскими боярами, патриархом и прочим богомольным людом к Ирининым палатам течет поток туристов и ударяется в закрытые двери. Экскурсоводы торжественно объявляют, что именно тут, перед кельей Ирины Годуновой, в смутное время XVII века народ уговаривал Ирининого брата Бориса взойти на царство. Борис таки на царство взошел, но Руси легче не стало. В Москву вошли поляки с Лжедмитрием и в 1610-м изрядно обчистили весь Новодевичий: из почти двухсот икон из Ирининой кельи до нас дошли только две. Церкви быстро отстроили и изукрасили, но над кельями еще долго витал бунтарский дух.

Нынче, когда смута как будто улеглась, дирекция Исторического музея решила отреставрировать закрытые палаты и разместить там всю монастырскую коллекцию. До последнего момента ценнейшие иконы и шитье XVI–XVII веков робко выдавались на временные выставки или лежали мертвым грузом в запасниках. Единственным утешением служили уникальные фрески и иконостас Смоленского собора. С начала июля на первом этаже Ирининых палат разместятся еще как минимум пять иконостасов, а на втором – реликвии, связанные с высокородными монахинями.

Среди реликвий, например, «мерная» икона царевны Софьи, 1657 года, дочери Алексея Михайловича Романова (рост новорожденной – 46 см). Образом «Иоанна Предтечи» Иван Грозный перед смертью благословил Ирину Годунову, жену младшего сына, – знак царской милости. За каждой из 14 царственных монахинь, что прибывали в обитель, текли дары и пожертвования. Обилие державного внимания совсем не случайно – монастырь основан 480 лет назад на царских землях царской властью, когда с присоединением Смоленска закончилось собирание Московских земель.

Вместе с тем, нежданно-негаданно для мужской власти, Новодевичий превратился в эдакий центр древнерусского феминизма. Стоит взглянуть хотя бы на один из монастырских иконостасов, увидеть изобилие святых мучениц рядом с Христом и понять серьезный настрой отставных жен и опальных цариц. Высокородные феминистки были по западному образованы и владели и нотной грамотой (свидетельство – библиотечные фолианты) и обустраивали обитель с рвением, которому позавидовал бы Кремль.