Директор «Зарядья» Иван Демидов пообещал «битву титанов» на столичной премии в области совриска
В парке «Зарядье» открылась выставка номинантов 2 Московской Арт Премии (2-МАП) — первой городской премии в области современного искусства, направленной на поддержку широкого круга авторов всех направлений и жанров. В экспозицию вошли проекты, созданные с января 2020-го по апрель 2021-го «В Москве, о Москве, для Москвы». Экспертный совет выбирает победителей в пяти номинациях: «Изобразительное искусство и архитектура», «Театр», «Кино», «Литература» и «Музыка». Победителей москвичи узнают в ноябре, призовой фонд составляет 33 000 000 рублей.
Медиацентр парка «Зарядье» стал главной представительской площадкой 2 Московской Арт Премии. Экспозиция в выставочном зале и холле Медиацентра вместе с объектами на территории парка — номинантами в категории «Изобразительное искусство и архитектура» — включает в себя работы более 50 авторов.
«День рождения столицы — уже традиционное время презентации в парке «Зарядье» Московской Арт Премии. Она вручается во всех видах искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино», — сказал директор «Зарядья» Иван Демидов на открытии выставки. Отмечая интерес ко второй по счету премии МАП, Демидов подчеркнул, что «то ли беспрецедентный бюджет для победителей сыграл свою роль, то ли действительно сам факт, что Москва выбирает статусные и лучшие произведения о себе, сделанные у себя, сделанные для себя, но тем не менее жюри премии, похоже, в эту осень придется нелегко, потому что те имена, которые выдвинулись на Московскую Арт Премию… в стране больше и не осталось других имен, нас ждет битва титанов».
Смотр масштабной экспозиции организаторы предлагают начать прямо с улицы: на открытых пространствах парка разместились объекты масштабного лэнд-арт проекта «ЧА ЩА. Выставка в Лесах»: камни с навигационными значками как пересечение природы и цифрового взгляда современного человека — «На распутье» Ольги Божко; таинственный деревянный ящик на бетонном постаменте — «Марсий» Кирилла Асса, где художник воспроизвел метод зимней консервации скульптуры с помощью защитных ящиков, который широко применяется в музеях-усадьбах; и, наконец, гигантское слово из клееного бруса, иллюстрирующее само себя — «Даль» Димы Филиппова, подчеркивающая, что нужно смотреть дальше своего смартфона.
В Медиацентре представлены фрагменты значимых экспозиционных проектов и художественных серий, звуковые скульптуры и масштабные инсталляции. Среди них: серия «К Ночи» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, особенно ярко раскрывающая важную для дуэта тему «необъятности и непостижимости универсума» (Галерея Алины Пинской); ретроспективная выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчет», ставшая для самих авторов поводом «оглянуться назад и проанализировать сделанное и пройденное за последние тридцать лет» (Московский музей современного искусства); выставка Паруйра Давтяна «Откровение чудесного пруда» как продолжение близкой художнику концепции Сада, отсылающая названием и пространственным устройством к наследию Клода Моне (Мультимедиа Арт Музей); выставка Павла Отдельнова «Русское нигде», продолжившая исследование художником периферийных районов больших и малых городов — «немест», в которых «не происходит ничего, а попасть намеренно в них невозможно» (Галерея «Триумф»).
Также гости Медиацентра смогут увидеть фрагменты проекта Тимофея Парщикова Sad.O.K.Super, ставшего для художника попыткой отрефлексировать изменения эмоционального восприятия во время карантина, и объекты из серии Bulky Biceps Александра Кутового — античные скульптуры, приспособленные художником под спортивные нужды современного пользователя.
В экспозицию вошли звуковые инсталляции Сергея Филатова («Две точки на гладкой прямой») и ::vtol:, объекты и видео Аристарха Чернышева из проектов «Критически важное обновление» и PiO 2.0, фотодокументация проекта «Временный ландшафт» Елены Артеменко, графика Ирины Кориной для проекта «Музейный маршрут», в рамках которого художница оформила троллейбус на последнем оставшемся маршруте Т. Гости также увидят произведения Александра Повзнера, Аллы Урбан, Сергея Браткова и других авторов. В выставочном зале Медиацентра работает кинотеатр, где демонстрируется NFT-арт — работы художников-участников проекта Disartive, международной выставки-ярмарки цифрового искусства и технологий.
Еще одна зона с работами — в Подземном музее Парка. Здесь спецпроект цикла SOVRISK #напотоке. В центре экспозиции — работа Франциско Инфанте-Арана, реконструкция светового оформления Спасской башни (из собрания Архива Музея современного искусства “Гараж”) и эскиз для «Проекта кинетического освещения архитектурных сооружений Московского Кремля и мавзолея на Красной площади».
Среди гостей открытия: Сергей Перов, Василий Церетели, Анна Трапкова, Алиса Прудникова, Николай Палажченко, Алина Пинская, Екатерина Бочавар, Ирина Горлова, Ольга Галактионова, Анна Чурина, Влад Лисовец, Илья Бачурин, Владимир Раевский, Татьяна Столяр, Анна Дюльгерова, Федор Елютин, Алексей Новоселов, Александр Астахов, Маша Цигаль, художники Игорь Макаревич и Елена Елагина, Игорь Самолет, Юрий Альберт, Сергей Филатов, Евгений Святский (AES+F), Ян Гинзбург, Роман Ермаков, Наталья Гудович, Григорий Орехов, Александр Повзнер, Аристарх Чернышев, Кирилл Кипятков, Платон Инфанте и Дарья Коновалова-Инфанте, Алексей Панькин, Алла Урбан и другие.
Николай Палажченко: «Я думаю, что эта ежегодная выставка номинантов от премии очень важна, потому что она дает срез эпохи, годовое кольцо. Она, по сути, рассказывает нам про дух времени и напоминает нам про какие-то работы, важные произведения искусства, созданные в прошедшем сезоне, потому что премия охватывает не только 20-й год, но и первый квартал 21-го года, и эта выставка является рассказом, срезом лучших произведений прошедшего выставочного сезона. И она дает нам замечательную возможность вспомнить прошедший год, какие-то яркие произведения и создает очень непростую задачу для жюри».
Анна Трапкова: «Смело могу сказать, что Московская арт-премия за этот год как-то незаметно опутала всех нас нежными сетями. Вот, буквально несколько дней назад в парке «Зарядье» мы, Музей Москвы, объединение Выставочные залы Москвы, группа кураторов при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города установили «Вазу с цветами» художника Игоря Шелковского, лауреата Первой Московской арт-премии, и это фантастическое событие, потому что сам художник говорит, что первый раз его работу сделали в таком масштабе, и с этой работой можно будет в следующем году подаваться на арт-премию, и таким образом наша жизнь замкнется, закольцуется. То есть получается, что Московская арт-премия становится не только важным смотром искусства, выделяющим самые главные произведения про наш любимый город. Но московская арт-премия для нас становится инструментом поддержки художников, литераторов, театральных деятелей. Я буквально недавно получила смс от Марины Станиславовны Брусникиной, художественного руководителя театра “Практика”. Дело в том, что мы тоже благодаря арт-премии и Департаменту культуры города Москвы начали совместное существование в стенах музея и даже подали несколько проектов на арт-премию этого года. Мария Станиславовна извинилась за то, что не может присутствовать на этой церемонии открытия и выступить от имени театрального сообщества, а причина удивительная, потому что сейчас она присутствует как режиссер на выпуске спектакля по роману Григория Служителя «Дни Савелия», и это тоже лауреат Московской арт-премии. В общем, я желаю нам узнать больше интересных имен, произведений благодаря арт-премии этого года».
Василий Церетели: «Очень рад, что открывается вторая Московская арт-премия в Зарядье — она получилась ярче предыдущей, здесь видно как меняется диапазон современного искусства, сколько всего приросло за год, как много интересного было сделано в Москве».
Татьяна Столяр: «Это на самом деле такая возможность увидеть все сливки, которые были собраны за год, то есть приходишь и если смотрел что-то уже, то у тебя такое приятное узнавание: о, я видел это в этом музее, это в этом музее. А если ты что-то пропустил, то у тебя классная возможность дополучить эмоции, впечатления. По-моему собрано вообще все, что можно, поэтому нам предстоит сложный выбор».
Илья Бачурин: «Со входа становится понятно, что это одна из лучших выставок, которые я видел не только в Зарядье, но и в городе: очень насыщенная и по делу — ее нельзя пропустить тем, кто хоть как-то интересуется современным искусством, само собой — знатоки здесь все побывают».
Федор Елютин: «Мне очень понравилась работа Сергея Филатова, я ее видел в Нижнем Новгороде, я провел около нее 10 минут и просто насладился. Из классических мне нравится работа Дмитрия Аске, у него есть пара работ, мы с ним взаимодействуем, он классный парень и мне очень нравится то, что он делает».
Анна Чурина: «Я очень люблю ходить на выставки современного искусства, потому что тут всегда находишь объект, который тебя вдохновляет — находишь ассоциации со своей жизнью, параллели, ведь художник живет и работает в одно время с тобой».
Список всех художников выставки:
- Кирилл Асс
- Ольга Божко
- Дима Филиппов
- Франциско Инфанте
- Платон Инфанте
- Дарья Коновалова-Инфанте
- Паруйр Давтян
- Артем Го
- Павел Отдельнов
- Устина Яковлева
- Владимир Чернышев
- Тим Парщиков
- Анастасия Цайдер
- Игорь Поносов
- Ян Гинзбург
- Сергей Дорохов
- Дмитрий Хворостов
- Игор Макаревич и Елена Елагина
- Иван Лунгин
- Ирина Петракова
- Алексей Панькин
- Григорий Сельский
- Егор Плотников
- Сергей Филатов
- Алексей Таруц
- Андрей Сяйлев
- Максим Змеев
- Аристарх Чернышев
- Стас Шурипа
- Людмила Калиниченко
- Игорь Пестов
- Алла Урбан
- Дмитрий Аске
- Евгений Музалевский
- Дарья Горшенина
- Ирина Корина
- Сергей Братков
- Александр Щуренков
- Анна Ротаенко
- Александр Повзнер
- Александр Кутовой
- Елена Артеменко