В главном музее Британии открывается выставка, посвященная фальшивым и неправильно аттрибутированным экспонатам своей коллекции.
Выставка лондонской Национальной галереи «При внимательном рассмотрении: Подделки, ошибки и открытия» (Close Examination: Fakes, Mistakes and Discoveries), проходящая с 30 июня по 12 сентября 2010 года, включает около 40 произведений искусства сомнительной или загадочной репутации из фондов музея. Экспонаты, в свое время обманувшие лучших художественных знатоков своего времени, теперь потихоньку раскрывают свои тайны благодаря развитию средств технической экспертизы.
Например, в 1894 году галерея купила два произведения Боттичелли: одно из них — «Венера и Марс», настоящее, а второе — парная ему «Аллегория», оказалась работой неизвестного последователя великого художника. Любопытно, что за первую из них заплатили меньше, чем за вторую. На выставке обе картины, шедевр и имитация, висят рядом, подчеркивая гений великого флорентийца, который нельзя воспроизвести имитацией художественных приемов.
Другая картина, открывшая свою тайну — «Девушка в окне». Инфракрасный снимок доказал, что это полотно
Несколько произведений служат иллюстрацией славы главного портретиста тюдоровской эпохи — Ганса Гольбейна Младшего. Ему не просто приписывали многие портреты подходящего периода: к ним пририсовывали излюбленные художником детали, чтобы убедить коллекционеров, что это именно Гольбейн — знаменитый брэнд эпохи, а не какой-то анонимный художник XVI века (разумеется, намного более дешевый).
А «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» была приобретена как работа Гирландайо. К счастью, экспертиза оказалась к ней более милосердна — выяснилось, что ее написал его современник Вероккио (учитель Леонардо да Винчи), а после более тщательного изучения признали, что к младенцу Христу и правому ангелу приложил руку ученик Вероккио — Лоренцо ди Креди. Выставлена и знаменитая «Мадонна с гвоздикой» Рафаэля, чье авторство было предметом многочисленных дискуссий, рембрандтовский «Старик в кресле», оказавшийся работой ученика или последователя, профильный портрет герцога Федериго да Монтефельтро с детьми — откровенная фальшивка ХХ века, и т.д.
На выставке можно увидеть и картины, до сих пор хранящие свои тайны — таков «Мертвый солдат» XVII века, считавшийся работой Веласкеса, а теперь утративший авторство — но не художественную ценность.
Лондонская Национальная галерея выставила фальшивого Боттичелли
В главном музее Британии открывается выставка, посвященная поддельным экспонатам своей коллекции.